8 июля Президент России В.В. Путин поручил Минтрансу и Росрыболовству подготовить закон о регистрации маломерных судов. Практика показала, что закон в его сегодняшнем виде не просто неудобен: зачастую он вовсе невыполним. Принятые в 2012 году поправки осложняют жизнь как частным судовладельцам, так и рыбным компаниям.
На встрече В. Путина с главой Росрыболовства А. Крайним и министром транспорта Максимом Соколовым обсуждался законопроект, призванный облегчить регистрацию маломерных судов. С тех пор, как регистрацией судов стал заниматься Минтранс, процедура подорожала в пять раз. А отсутствие необходимой ведомственной сети для работы в масштабах всей страны только осложняет ситуацию, рискуя нанести серьезный ущерб рыбодобывающим предприятиям. На встрече прозвучало предложение делегировать полномочия Минтранса структурам МЧС, вернувшись тем самым к прежней системе, эффективность которой была доказана временем.
Отдельным пунктом можно выделить проблемы с классификацией. Согласно нынешнему закону, главным критерием для определения маломерного судна является длина, которая не должна превышать 20 метров. К этой категории относятся суда массой до 200 кг, двигателем не мощнее 8 киловатт, а также суда с количеством людей на борту менее 12 человек. Сюда же попал вспомогательный рыболовецкий флот, использующийся для добычи водных биоресурсов: кунгасы и брандвахты, т.н. «прорези». Несмотря на то, что суда данного типа транспортируются без экипажей (и, соответственно, опасности для жизни людей не представляют), они также подлежат обязательной регистрации.
Классификацией и освидетельствованием маломерного флота сегодня занимается Российский речной реестр и Российский морской регистр судоходства. При этом филиалы РРС и РМРС расположены далеко не во всех субъектах Российской Федерации, что делает физически невозможным следование букве закона. Например, в Сахалинской области единственным местом регистрации маломерных судов для Охинского, Ногликского, Смирныховского, Поронайского и Макаровского районов является порт города Поронайска. Здесь задача регистрации судна приобретает ярко выраженный национальный колорит, поскольку в данных районах базируется порядка 1000 маломерных судов местных рыбодобывающих предприятий. Легко представить, какие очереди возникают буквально на ровном месте.
Камчатские чиновники не отстают от своих сахалинских коллег. На полуострове Камчатка расположен всего один филиал РМРС, тогда как на самом побережье находятся несколько десятков рыболовецких поселков. Для регистрации своих маломерных судов рыбакам необходимо дождаться личного приезда специалиста регистра, который проведет регистрацию. Процесс, безусловно, нужный, но едва ли выполнимый на практике: единственным регулярно действующим видом транспорта на Камчатке по-прежнему остаются самолеты и вертолеты. А огромное число судов на территории района прямо говорит, что специалиста ожидает долгое путешествие по полуострову.
Весьма показательной оказалась лососевая путина, разворачивающаяся на наших глазах. Сейчас в ней задействованы более 7 тысяч небольших рыболовных судов, однако всего 3200 малых рыболовных шхун смогла получить необходимую по закону регистрацию в Минтрансе. Даже если представить, что сегодня всем маломерным судам каким-то образом удастся пройти регистрацию, уже через год ситуация повторится: закон требует ежегодной регистрации. Учитывая затраты государства и издержки, которые несут рыболовецкие компании, необходимость принятия нового закона выглядит как никогда актуальной. Осталось дождаться, когда Госдума закончит каникулы и вновь вернется к законотворчеству.