«В следующем году Норвегия намерена выделить около 35 млн. долларов на углубление сотрудничества с Украиной», — сообщила министр рыбного хозяйства и прибрежных дел Норвегии Лисбет Берг-Хансен во время встречи с Премьер-министром Украины Николаем Азаровым. Средства выделит само Министерство рыбного хозяйства и прибрежных дел Норвегии.
На что же пойдут такие, в общем-то, приличные инвестиции? По словам министра Берг-Хансен, деньги могут быть направлены на углубление сотрудничества между соответствующими отраслями, в том числе на исследовательские работы в области рыболовства. Норвегия почувствовала, что благосостояние украинцев растет, и они готовы потреблять все больше рыбы, а значит, есть куда увеличивать поставки морепродуктов. Тем более что Россия, которая долгие годы была наиболее ценным для Норвегии рынком экспорта рыбы, – все чаще проявляет характер. То вводятся ограничения на ввоз норвежской красной рыбы, то начинаются проверки Россельхознадзора, перерастающие в антипропаганду норвежского импорта.
Сложно объяснить причины несговорчивости России, при условии, что свое производство форели и семги у нас составляет всего 25 тысяч тонн в год – одна десятая доля от общего объема поставок из Норвегии. По данным Рыбного союза, только с начала года из Норвегии ввезено на российский рынок 245 тысяч тонн рыбы.
Еще несколько лет назад в своем интервью тогда еще министр рыбного хозяйства Норвегии Хельга Педерсен призналась: «Ежегодно каждый русский кушает 1,6 кг норвежской сельди и 0,6 кг норвежской сёмги». Неплохо при условии, что среднедушевое потребление рыбы в России на тот момент составляло около 16 кг на человека в год.
Дружба Украины с Норвегией началась в конце 90-х. Сначала снизились поставки рыбы из «братской» России, которой не хватало рыбы для внутреннего потребления. Потом Россия ввела ограничительные пошлины на экспорт. Украина начала искать нового мощного поставщика рыбопродукции и выбор пал на Норвегию. Так наш северный сосед начал постепенно усиливать позиции на украинском рынке. В 1999 году Украина снизила в 4 раза ввозные пошлины на норвежскую рыбу. С тех пор импорт из Норвегии увеличился в 35 раз и занял 70% от общего объема импорта. Но только рыбными поставками отношения Норвегии и Украины не ограничились. Украина получила серьезного и долгосрочного партнера и возможность привлечения инвестиций в отечественное производство и переработку рыбной продукции, в реализацию крупных инвестиционных проектов.
Не означает ли, что развитие отношений Норвегии и Украины приведут к снижению привлекательности российского рынка?
Несмотря на то, что Норвежский комитет по рыбе продолжает утверждать, что «Россия является одним из ключевых рынков экспорта норвежской рыбы», комитет инвестирует в Россию немногим более 4 млн. долларов. Эти деньги преимущественно идут на продвижение норвежской продукции в России. Так в 2012 году бюджет на маркетинговые активности в России составил 4, 45 млн долларов , а в 2011 — 4, 2 млн долларов», — говорит Ян Эйрик Йонсен (Jan Eirik Johnsen), директор Норвежского комитета по рыбе в России.
Кстати, есть и другой взгляд на «идиллию», которая в последнее время наступила в отношениях двух стран. Не секрет, что власти Украины продолжают искать альтернативу не только рыбе, но и российскому газу. А не так давно Норвегия заявляла, что готова поставить Украине альтернативное российскому «голубое топливо», причем «на максимально льготных условиях». Эксперты считают, что «газовая дружба» норвежцев и украинцев проявилась на фоне затянувшихся переговоров России и Украины по изменению газовых договоренностей 2009 года.
Между рыбой и газом есть кое-что общее: это одни из важнейших статей дохода России от экспорта. Да и в целом – «рыбная дипломатия» в условиях дефицита продовольствия не менее эффективна, чем «газовая». Похоже, Норвегия это понимает лучше России.
Макс Фишман
Рыбы были на Земле более 450 миллионов лет назад. Они появились раньше динозавров.
Молодец хороший блог! Добавляю в избранное.
[url=http://test-page.ru/]Nina[/url]