Всю прошлую неделю рыбацкое бизнес-сообщество ждало, остановит ли правительственная комиссия фасовский каток, который сегодня направлен уничтожение рыбодобывающей отрасли. Это был главный вопрос на заседании правительственной комиссии под председательством Аркадия ДВОРКОВИЧА. При этом для многих рыбопромышленников до сих пор остается загадкой, почему у рыбаков внезапно появился еще один куратор, который, не оглядываясь на курс президента и правительства страны, не беря во внимание работу профильных Минсельхоза и Росрыболовства, решил протолкнуть свой вариант распределения и управления водными биоресурсами страны.
Против тандема
Революционным аналитики назвали доклад, который глава ФАС России Игорь АРТЕМЬЕВ представил членам комиссии. В документе существующая в рыбной отрасли система распределения квот по историческому принципу признана неэффективной. Правда, еще до заседания комиссии инициатива ФАС вызвало шквал обоснованной критики. Ведь в материалах, направленных главой ФАС вице-премьеру Аркадию Дворковичу, отмечается: «Несмотря на огромные запасы водных биоресурсов в Российской Федерации, регионы бедствуют, переработка на территории России осуществляется в мизерных масштабах, так как рыбоперерабатывающие заводы практически не функционируют, в связи с этим рыбная продукция, добытая в водах Российской Федерации, в виде «сырца», то есть в слабой степени обработки, продается за границу»,- говорится в документе. Причину регресса антимонопольщики видят в несовершенстве действующего отраслевого законодательства, в частности в системе распределения квот. «Наличие «исторического принципа» распределения прав на осуществление предпринимательской деятельности само по себе свидетельствует об отсутствии и невозможности конкуренции в рыбохозяйственном комплексе», — считает руководство антимонопольной службы. А значит, фактически ФАС выходит за рамки своих полномочий, пытаясь навязать свои неаргументированные позиции, в которых отсутствует понимание о работе в рыбной отрасли.
Между тем закрепление квот на 10-летний срок по историческому принципу стало возможным только после того, как на отрасль обратил внимание Президент Владимир ПУТИН. Именно он еще в 2007 г. дал ряд поручений правительству и профильным министерствам выработать эффективную, прозрачную, без коррупционных схем систему наделения предприятий водными биоресурсами.
Более того, именно Владимир Путин и Дмитрий МЕДВЕДЕВ, руководя страной, реализовывали в рыбной отрасли практически всего одну стратегию. Для рыбопромышленного комплекса создавались комфортные условия ведения бизнеса, так как предыдущие 10 лет были направлены на уничтожение экономики предприятий, а апогеем развала отрасли стала аукционная система квот. Взамен рыбаки увеличивали вылов, поставки на внутренний рынок и создавали новые производства.
От либерализации к национализации
«Утверждение о неэффективном использовании квот — это предположение антимонопольных чиновников. Ведь закрепление долей на 10 лет согласно историческому принципу дало отрасли инвестиционный скачок, — считает президент ВАРПЭ Александр ФОМИН. — Общероссийский вылов все время увеличивается, капитализация компаний выросла более чем в три раза. Растет и отраслевая капитализация. Даже в кризис, когда все отрасли показывали значительное падение, рыбная отрасль единственная в стране демонстрировала положительные результаты.
Не согласовывается с гражданским законодательством и высказывание руководителя ФАС о том, что «в большинстве случаев в результате универсального правопреемства долями квот владеют не те компании, которые их получили в 2008 году». А ведь закон четко прописывает, что при реорганизации появляется не просто новое лицо, а правопреемник прав и обязанностей реорганизуемого лица.
Подобные высказывания означают ограничение конституционных прав рыбаков в осуществлении своей хозяйственной деятельности.
Эксперты считают, что даже сама постановка такого вопроса уже несет убытки отрасли. По их словам, пока именно долгосрочное закрепление долей квот является главным активом добывающих компаний. Последние сделки по приобретению компаний доказывают, что стратегический инвестор приобретает исключительно квотный ресурс компании. Основной критерий при оценке предприятия — это наличие квот по видам биоресурсов и эффективность их освоения по подзонам.
«Если бы чиновники еще два года назад озвучили возможное лишение квот, то вряд ли в отрасль пришли бы стратегические российские инвесторы. Курс правительства был на консолидацию, на укрупнение и развитие предприятий, на модернизацию и развитие переработки. Остается загадкой, почему эти усилия правительства получили «неуд» у антимонопольного ведомства?» — вопрошают эксперты.
«В поручениях президента речь идет о комплексном подходе к рыбной отрасли, о насыщении внутреннего рынка, о модернизации флота», — комментирует генеральный директор Восточного дивизиона компании «Русское море добыча» Петр САВЧУК. Но нет, ни слова об отмене исторического принципа и внедрении биржевых торгов. Некорректно утверждать о том, что рыбаки не вкладывают средства в развитие рыбной переработки. За последние два года на Камчатке построены десятки современных перерабатывающих заводов. Аналогичная ситуация на Сахалине, здесь основной упор бизнеса именно на береговую переработку. Если у ФАС есть претензии к объемам освоения квот, то можно законодательно повысить обязательный процент освоения долей квот. Необходимо учитывать и другие замечания ФАС, но критика должна быть конструктивной».
Между тем активность ФАС в рыбацком вопросе может напрямую вообще не иметь отношения к рыбакам и их насущным проблемам. В кулуарах самого ФАС считают, что глава ФАС отыгрывается на рыбаках, так как борьба с настоящими монополиями проиграна по всем фронтам.
«Это попытка получение определенного авторитета, — рассказал «ЗР» источник, близкий к аппарату ведомства. — Можно ли себе представить, что подобный доклад появился бы по нефтегазовой отрасли. Почему ФАС не предлагает изменить принципы наделения предприятий углеводородного сектора месторождениями нефти и газа? За те 9 лет, которые Артемьев возглавляет ведомство экономика не почувствовала результат борьбы с монополиями. И здесь подвернулись рыбаки, на которых можно оторваться, ведь рыбная отрасль по участию влияния чиновничьих элит и группировок уступает естественным монополиям. Нынешние действия ФАС часто выглядят как пиар своего ведомства, а вот реальная работа над повышением конкурентоспособности в стране не прослеживается. Фактически это можно рассматривать как серьезное предупреждение Артемьеву».
Рыбаков на нары
Напомним, что ФАС впервые присмотрелась к рыбопромышленникам в 2012 г., когда возбудило весьма спорное изначально дело о картельном сговоре рыбаков. Дело долго ходило по судам, но антимонопольщики ничего так и не добились. Тем не менее летом этого года ФАС России «выявляет» очередные нарушения в сфере распределения водных биоресурсов по крабовым аукционам на Дальнем Востоке.
По ее мнению чиновников, на аукционах, которые проводились под присмотром местного УФАС, которое не нашло нарушений, Росрыболовство неправомерно применило 57 статью закона «О рыболовстве».
Статья 57 Закона «О рыболовстве» очень раздражает чиновников ФАС, потому что в ней законодатель закрепил также «исторический принцип» распределения долей, но уже на платных аукционах. Указанный принцип применяется мировой практикой в цивилизованных странах, которые создают все условия для развития экономики своих стран. В начале 90-х и Россия начала земельную реформу по такому принципу при бесплатном распределении земельных паев в собственность колхозникам.
Но несмотря на уже вынесенные решения, в которых арбитражные суды Московского и Дальневосточных регионов, а также Высший АС РФ не нашли нарушений со стороны чиновников Росрыболовства, ФАС пытается добиться возбуждения уголовных дел, вынося свои непредсказуемые решения о сговорах, картелях и незаконных аукционах. Причем решения ФАС характеризуется юристами Росрыболовства как заведомо невыполнимые в связи с отсутствием правового поля.
Попытки ФАС добиться возбуждения уголовных дел в отношении компаний, получивших квоты по историческому принципу, выглядят как «спортивная злость» ведомства, которое все никак не может поймать свой звездный час. Ведь суды указывают — закон не нарушен, а антимонопольное ведомство как будто не замечает позиции суда. В результате чиновники антимонопольного органа подают жалобы в апелляцию, по делам, где истцами выступали хозяйствующие субъекты, которые уже посчитали решения судов правомерными и не подлежащими обжалованию.
Сегодня претензии антимонопольной службы адресованы и к аукционам 2010 г. Сейчас идут попытки инициировать уголовное разбирательство по надуманным причинам. Хотя в 2011 г. эти же чиновники в Арбитражном суде активно доказывали, почему нет нарушений антимонопольного законодательства при проведении крабовых аукционов 2010 г.
Антимонопольная служба, потерпев поражения в предыдущем деле, пытается отыгрываться на крабах. Видимо, в понимании антимонопольщиков обустройство на нарах рыбопромышленников, получивших квоты по «историческому принципу», даст прорыв в экономике.
Прорыв — это уничтожение легального бизнеса. Это уничтожение десятков рабочих мест и полная свобода браконьерскому промыслу. Ведь когда с рынка уходит легальный промысел, его объемы трансформируются в теневой. И главное, что объективных причин преследований рыбаков нет.
А пока Приморский край несет прямые экономические убытки. Как отмечают ученые ТИНРО-Центра, сохранение запрета на промысел краба приведет к экологической катастрофе. Крабы вытесняют своей прожорливостью другие водные объекты, поедая их молодь и нарушая биобаланс в целом.
Откуда такая открытая угроза для рыбацкой отрасли? Почему необходимо уничтожить бизнес, который поставил заслон браконьерскому промыслу на Дальнем Востоке.
Сегодня эта структура хочет забрать у рыбаков квоты краба, завтра квоты всех биоресурсов, послезавтра отнимет земли у крестьян, и вскоре уже вся Россия может оказаться на нарах.
Последнее китайское
Но, возможно, что именно рыбацкое дело вместо лавров принесет главе ФАС исключительно неприятности. Правительство уже высказало не просто неудовольствие работой ведомства, обозначились серьезные системные противоречия.
Еще летом вице-премьер РФ Аркадий Дворкович на заседании правительства выразил недовольство работой Федеральной антимонопольной службы и предложил ограничить полномочия органа в части принятия самостоятельных решений. «По ряду направлений у Федеральной антимонопольной службы есть полномочия принимать решения самостоятельно, даже без консультаций с какими-либо еще министерствами. Оценка регулирующего воздействия тоже полноценно на решения антимонопольной службы не проводится, и это также иногда ведет к тяжелым последствиям», — цитировали СМИ критику Аркадия Дворковича.
Сегодня остается только надеяться, что неаргументированные попытки ФАС перекроить рыбное законодательство под свои интересы, отобрав у рыбаков квоты, окажутся безуспешными. Это очень высокая расплата за тяжелый труд рыбаков, которые так часто испытывают на себе безразличие государственных структур.
Источник: http://zrpress.ru/business/primorje_03.10.2013_62785_dejatelnost-fas-rossii-stanovitsja-nastojaschim-koshmarom-dlja-rybakov-vsej-strany.html?printr
Думаю, какую полезную информацию можно извлечь из этого материала