Рыбаки Крыма отрапортовали об увеличении объема вылова водных биоресурсов. Только за первый квартал в Азово-Черноморском бассейне выловили почти в три раза больше рыбы, чем в аналогичный период прошлого года, — такие цифры сообщили в Государственном комитете по рыболовству Республики Крым.
В 2014 году, после присоединения Крыма к России, наметился серьезный провал по добыче и сбыту — привычные экономические связи были нарушены, законодательство изменилось, а производству требовалась адаптация под новые рыночные условия. Сейчас ситуация выравнивается, но оптимистические прогнозы строить пока рано. Флот и инфраструктура для переработки продукции безнадежно устарели, эффективность лова низка как никогда, инвестиций ждать не откуда.
Основными промысловыми объектами вылова в Черном море являются хамса и шпрот. ОДУ хамсы около 75 тыс. тонн, шпрота – не многим более 25 тыс. тонн. Конечно, это не мало, но во времена Советского Союза цифры были совершенно другие. Так, например, в 1984 году было выловлено 204 тысячи тонн черноморского анчоуса (хамсы), а в 1988 году 54 тысячи тонн шпрота. О том, что происходит в рыбной отрасли Крыма и на что надеются рыбаки, рассказал в интервью Президент Ассоциации рыбопромышленников Севастополя и Крыма Валерий Сивочуб.
- С чем связаны такие колоссальные различия между объемами вылова в советском и российском Крыму?
- Во-первых, в СССР, в прибрежной полосе Краснодарского края, где мы сгружали рыбу, были просто гигантские посольные мощности. Там рыба засаливалась и отправлялась поездом даже за Урал. Сейчас такого нет – какие-то предприятия окончательно устарели и развалились, какие-то заняты другим. Конечно, мы наращиваем вылов, но сгружается всё в Керчи и Севастополе, и мощностей значительно меньше.
Во-вторых, имеются серьёзные проблемы с флотом. У нас сейчас не больше десяти нормальных единиц флота, тогда как во времена Советского союза их было более двухсот. В Чёрном море сегодня плавают только старенькие суда, которым 30-40 лет. Оборудование, также, устаревает, но его мы стараемся обновлять.
- А решат ли данные проблемы последние законодательные нововведения?
- Мы с коллегами были на всех этих совещаниях, там сидели очень серьёзные люди – это дальневосточники и рыбаки севера, которые занимаются, преимущественно, минтаем. Квоты под киль – это, конечно, хорошая идея, но нас она никак коснуться не может, так как в Чёрном море просто нет квотируемых видов рыб.
Обновлять флот, безусловно, нужно, но когда были названы цены на постройку судов в России – это вызвало ироничный смех среди крымских коллег. Такие суда в азово-черноморском бассейне не окупятся никогда – они раньше выйдут из эксплуатации. Никто не вложит в это дело и копейки. Даже если заказывать судно в Китае – оно обойдется в три раза дешевле.
Также, есть проблемы с кредитами – их условия не предназначены для планомерного развития отрасли. Что же это, надо возрождать отрасль любой ценой? Себе в убыток? Или можно поднять цены на рыбу в три раза. На такое никто не готов.
- Какие ещё есть проблемы в отрасли и пути их решения? Есть ли возможность, приблизится к былым показателям?
- Дело в том, что ресурсы просто не позволят. В Черном море стало меньше рыбы, возможно, в СССР её ловили слишком много. Ресурсы не позволят увеличить вылов даже в два раза. Мы и так используем допустимый улов на 70-80%. Поднять до 100% можно, но мы не знаем, как это скажется на будущих годах. Конкретных цифр назвать не могу, но, например, шпрота в 2016 году, тысяч двадцать тонн, мы точно выловим.
- А есть ли проблемы со сбытом? Некоторые, например, украинские СМИ пишут, что рыбаки часто просто выворачивают сети и выкидывают рыбу за борт, узнав, что им её больше некуда деть?
- Да, проблемы со сбытом есть, но то о чем вы говорите – возможно, это частные случаи. В промышленных масштабах такие вероятности, всё же, стараются предусматривать. Основным конкурентом крымской хамсы всегда была Прибалтика. Мы полностью поддерживаем эмбарго. Балтийская хамса, она конечно, красивая, но это всё – по вкусу и полезным свойствам она никогда не сравнится с черноморской. Она просто не имеет своего вкуса. Да и Бог знает, чем её там прикармливают – разные слухи ходят.
- А сможем ли мы попробовать дары Черного моря в ближайшее время в центральной России и в других регионах?
- Конечно! Как-никак, вылов мы наращиваем, и некоторые партии уже идут по разным регионам. Вот, например, недавно была поставка хамсы в Мурманск. Все же, положительная динамика в отрасли имеет место, и если пресечь нелегальный импорт, который идет, преимущественно из Прибалтики через Белоруссию, крымская рыба будет заметна на рынке.
Постепенно налаживаются связи с регионами России, в целом рынок адаптировался к новым условиям, есть потребность в крымской продукции, рыбохозяйственный комплекс Республики будет и дальше наращивать темпы развития, — считают в Государственном комитете по рыболовству Республики Крым. Открытие в скором времени рыбной биржи позволит крымским производителям реализовывать свою продукцию без наценок.