С 1 января 2014 года Россия прекращает ввоз некоторых сортов норвежской рыбы. Под запретом окажутся треска, пикша и народная любимица – атлантическая сельдь. Уже сейчас можно сказать, что инициатива Россельхознадзора отрицательно скажется на ценовом балансе в этом сегменте рынка.
Конфликт между Россельхознадзором и норвежскими производителями рыбной продукции начался еще давно. Изначально (да и в дальнейшем) он не имел никакого отношения к сельди. В апреле 2013-го российские ветеринары обнаружили живых личинок нематоды в партии печени охлажденной трески предприятия Tobo Fisk AS. Российская сторона сразу же пригрозила полным запретом на поставку норвежской рыбы, но обострения удалось избежать. ФАС благоразумно заявила, что российский рынок не до конца сбалансирован, и пригрозила Россельхознадзору предостережением.
В декабре этого года ситуация повторилась, но уже с новым размахом. На этот раз ветеринарную проверку не прошла партия трески от норвежской Mattilsynet. Россельхознадзор тут же решил отправить к ним людей для проверки, но не вышло: норвежская компания отказалась впускать российских ветеринаров в свои лаборатории. Тогда-то глава Россельхознадзора Алексей Алексеенко и заявил, что большая часть предприятий в Норвегии не соответствует ветеринарным нормам. В итоге под удар попали более 200 норвежских предприятий, не имеющих никакого отношения к случившемуся.
По сути, отказ впустить ветеринаров открыл перед Россельхознадзором широкий простор для действий. Было принято решение прекратить ввоз норвежской рыбы. Исключение было сделано только для форели и семги, на которые приходится 60% российского рынка охлажденного лосося. А вот атлантическая сельдь, которая никаким боком к громким ветеринарным скандалам не причастна, попала в черный список.
Сегодня Норвегия – основной экспортер атлантической сельди в Россию. На норвежскую селедку приходится 68,6% экспорта (21,2 тыс. тонн). Второе место по данному показателю занимают Фарерские острова (21% или 6,5 тыс. тонн), а третье – Финляндия (5,5% или 1,7 тыс. тонн). Таким образом, Россельхознадзор целиком перекроет экспорт основного поставщика, хотя сельдь как таковая под подозрение ветеринаров еще не попадала.
Уже сейчас можно прогнозировать, что подобное положение дел приведет к росту цен на рынке сельди. Перспектива лишиться сырья от проверенных поставщиков привела к тому, что многие российские предприятия закупили сельдь на несколько месяцев вперед. Вполне очевидно, что внезапный рост спроса на фоне приближающегося снижения поставок создаст на рынке дефицит сельди. Что, в свою очередь, отрицательно скажется непосредственно на потребительских ценах.
В принципе, Россельхознадзор занимается своей работой. Любая продукция, а в особенности пищевая, должна быть безопасной для потребителя. Поэтому регулярные ветеринарные проверки под контролем бдительного ведомства – это похвально. Но радикальные методы еще никого не доводили до добра. Россияне должны быть здоровыми, но дешевую рыбку тоже покушать хочется. Пожалуй, все-таки не стоит палить из пушки по воробьям, когда достаточно «перекрыть кислород» нескольким недобросовестным поставщикам.
Конечно, сельдь вылавливают и отечественные рыболовы. Но больше половины уходит на экспорт, преимущественно в азиатские страны. Переориентировать российские компании на внутренний рынок мгновенно невозможно. Рыболовы связаны договорами и обязательствами, поэтому по взмаху руки Россельхознадзора всю рыбу в России не выгрузят. А в это время рядовые россияне будут готовить селедку под шубой по цене шубы. Хорошо, если не норковой.