wpthemepostegraund

Главная / Новости отрасли / МУТНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

МУТНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Выборы нового владельца Архангельского тралового флота снова затянулись. Изначально итоги приватизации собирались озвучить 13 декабря, но решения все еще нет. Вполне вероятно, что очередная задержка связана с сомнениями правительства относительно компаний-финалистов.

Уж на этот-то раз выбор победителя, казалось бы, не должен был вызвать никаких проблем. Совсем недавно представитель Росимущества Ольга Дергунова заявила, что правительство будет учитывать только ценовой критерий. Исходя из этого, АТФ должна была получить «Вирма», предложившая за актив максимальные 2,2 млрд. рублей. «Интрарос», входящий в состав «Русского моря – Добычи», предложил слегка поменьше: 2,117 млрд. рублей.

Создается впечатление, что в правительстве решили еще раз внимательно изучить «биографии» обеих претендентов. Логично предположить, что тогда первой стали бы проверять «Вирму» как компанию с наибольшей офертой. А судя по очередной задержке, результаты вызвали некоторое сомнение в целесообразности передачи флота новому владельцу.

Как было сказано не раз, оба претендента на Архангельский тралфлот – более чем вменяемые компании. Но раз уж «Вирма» подобралась так близко к приватизации актива, рассмотрим поближе все подводные камни, с которыми может столкнуться предприятие под ее руководством.

В некотором смысле, сбудутся опасения действующего менеджмента АТФ: предприятие продадут мурманским инвесторам. ООО «Вирма» является собственником ООО «СЗРК-Мурманск» и входит в НП «Северо-Западный Рыбопромышленный Консорциум». Мурманский след легко обнаружить и в открытых источниках компании. «Офис оперирующей флотом компании находится в Мурманске», – говорится на официальном сайте СЗРК. Управляющая компания находится в Санкт-Петербурге. В этих же городах расположены основные портовые мощности консорциума.

Чем это чревато для Архангельского тралового флота? СЗРК обладает полной производственной цепочкой, которой достаточно для производства большинства видов рыбной продукции. «Консорциум имеет специализированные подразделения по обеспечению эксплуатации и снабжения флота, а также по ремонту судов в соответствии с имеющимися необходимыми лицензиями», – сообщается на сайте СЗРК. Иными словами, у СЗРК уже есть вся необходимая портовая инфраструктура, которая без проблем сможет принять на себя новые суда.

На фоне имеющихся у СЗРК береговых мощностей использование портов АТФ может оказаться невыгодным. Как известно, рыбный порт АТФ требует зимней проводки. А проводка, разумеется, стоит немалых денег. В таких условиях новоявленному хозяину предприятия будет гораздо выгоднее использовать портовую инфраструктуру других городов. Судьба судоремонтной верфи АТФ тоже вызывает опасения. Здравый смысл подсказывает, что СЗРК с головой хватит имеющихся ремонтных мощностей. Про местный рыбзавод и говорить не надо, итог будет таким же.

С другой стороны, «Вирма» имеет богатый опыт работы в Северном бассейне. В случае победы этой компании Архангельский траловый флот получит владельца, который знает всю подноготную промысла и торговли в регионе. А это, согласитесь, тоже немаловажно. Менеджменту не придется с нуля вникать в хитросплетения местного бизнеса и подгонять свой опыт к новым реалиям.

Плюс руководство «Вирмы» не обделено коммерческой дальновидностью. Каким-то образом компании удается привлекать средства для финансирования своих операций. Годовая выручка «Вирмы» составляет 785 млн рублей, однако это не помешало компании предложить 2,2 млрд. за Архангельский траловый флот.

Отдельного внимания заслуживают вопрос квотирования. Большая часть квот, которыми владеет СЗРК, приходится на крабов. Вполне возможно, что такая высокая концентрация ресурсов в одних руках наносит серьезный ущерб конкуренции в регионе. При этом формально нарушений нет – в состав консорциума входят различные компании, между которыми и распределены все квоты.

Со стороны может показаться, что эти компании штампуются местным руководством как на конвейере. К примеру, сегодня в России насчитывается порядка 70 компаний с названием «Вирма». Для предприятия, которое в будущем собираются вывести в отраслевые лидеры, обычно выбирают что-то более замысловатое. Впрочем, может это просто дань уважения к родным краям: в Мурманской области и река с таким названием есть, и даже небольшая гора.

А теперь вернемся к нашим баранам. Сегодня АТФ – крупнейший владелец квот на вылов трески и пикши. Вполне вероятно, что в будущем «Вирма» захочет получить еще больше таких же квот. И тогда, по аналогии с крабами, АТФ просто раскидают по нескольким юридическим лицам. За счет этого получится избежать возможных проблем с ФАС, а правительство Архангельской области будет долго и упорно выяснять, куда делось главное отраслевое предприятие региона.

Но не будем о грустном. Написанное выше – всего лишь предположения и догадки, пусть и пессимистичные. А пока что отрасль замерла в ожидании: до развязки остались считанные дни.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Thanks: