В минувший вторник Госдума РФ все-таки приняла в первом чтении «новую» версию законопроекта «О любительском рыболовстве». Впрочем, слово «новая» тут взято в кавычки не случайно: по сути законотворцы возвращают страну к правилам, действовавшим при первой версии. Тем, против которых столь громко протестовали российские рыбаки-любители весной 2011 года…
История попыток зарегулировать любительское рыболовство насчитывает уже несколько лет.
Идея понятна, особенно для астраханцев, которые каждое лето наблюдают поток туристов, приезжающих в дельту Волги на рыбалку. После этих рыболовов остаются не только горы мусора и других всевозможных «фекалий», но зачастую и кучи протухшей рыбы, которую приезжие рыбаки намеревались «заготовить», да не сумели.
Учитывая, что аналогичные проблемы испытывает не только Астрахань, федеральное агентство Росрыболовство в итоге разработало законопроект для упорядочения отрасли. Как это водится в России еще с 1990-х годов, наводить порядок поручили частному капиталу с присказкой – «вот сейчас придет рачительный хозяин, возьмет рыбопромысловый участок (РПУ) – и уж он-то беспорядка не допустит».
Как это водится в России еще с 1990-х годов, наводить порядок поручили частному капиталу с присказкой – «вот сейчас придет рачительный хозяин, возьмет рыбопромысловый участок (РПУ) – и уж он-то беспорядка не допустит».
Однако вышло не совсем так. «Рачительные» хозяева, конечно пришли. Пока основная часть общества опомнилась, некоторые граждане быстро сориентировались и оформили договоры на аренду участков сроком на 25 лет. В первую очередь под молоток пошли окрестности турбаз (что понятно) и самые популярные у рыбаков места лова, где раньше рыбалка была общедоступной. Оформили и… начали охранять новообретенную частную собственность от рыбаков. Нарыли траншей, чтобы никто не проехал, поставили шлагбаумы, установили прайс-листы – «столько-то рублей за тушку». При этом мероприятий по наведению порядка, зарыблению и мелиорации как-то за этими гражданами замечено не было.
В первую очередь под молоток пошли окрестности турбаз (что понятно) и самые популярные у рыбаков места лова, где раньше рыбалка была общедоступной. Нарыли траншей, чтобы никто не проехал, поставили шлагбаумы, установили прайс-листы – «столько-то рублей за тушку».
Рыболовная общественность взбунтовалась. В марте 2011 года в Астрахани на набережной Волги прошел один из наиболее массовых (по тем временам) митинг рыболовов любителей – порядка 850 человек. Акцию поддержали все парламентские партии: «ЕР», «СР», КПРФ и ЛДПР… В других городах России акции были еще более многолюдными.
В итоге в Москве было принято решение приостановить действие скандального закона. Даже прошло небольшое расследование, кто же все-таки придумал скандальную норму. Выяснились любопытные подробности: что закон, оказывается, пришел в Думу не от Росрыболовства, а – формально (для скорости) – от самих депутатов. В числе инициаторов даже оказался астраханский парламентарий Валерий Прозоровский. Кто знает, может именно после этого скандала он не смог переизбраться от Астрахани во второй раз?
Как бы то ни было, Росрыболовство почти на три года взяло паузу и стало думать, как теперь решать вопрос о рыбалке. Точнее даже не о ней, родимой, а о том, что делать с армией владельцев РПУ, которые участки получили по закону (на 25 лет), а потом их государство, получается, «кинуло»…
31 декабря 2012 года (это какое потрясающее трудолюбие, однако – работать в такой день!) в Госдуму поступил новый законопроект «О любительском рыболовстве». И история завертелась с новой силой. Многие сразу отметили, что речь идет о банальном ребрендинге того же старого закона. Те же РПУ начали подавать теперь под новым соусом – «рекреационные зоны». Впрочем, как известно, шумиха не может продолжаться вечно. Так что еще год ушел на утряску разных вопросов. И вот, в минувший вторник, 10 декабря, закон был принят в первом чтении.
Что же мы получили в новой версии? 1. РПУ возвращаются. Теперь они называются просто и без изысков – «рыболовные участки». Правила по ним практически не изменились: участки выдаются на 25 лет (п.4 ст.15), и «рачительные хозяева» могут брать с рыбаков деньги. 2. Также эти самые «хозяева» обязаны за свои деньги зарыблять водоемы и проводить мелиорацию. Впрочем, никаких особых санкций за отсутствие такой работы не предусмотрено. Так же, как и мер контроля. Общественный контроль, предусмотренный статьей 19 закона – мера довольно смешная: кто ж их пустит-то? Наконец, не совсем понятно, как измерять эффективность зарыбления на проточной реке, где малек моментально уплывает восвояси. Эдак гораздо проще попросту оформлять зарыбление на бумаге: и денежка экономится, и проверить никто не сможет… Эдак гораздо проще попросту оформлять зарыбление на бумаге: и денежка экономится, и проверить никто не сможет…
3. Под рыболовные участки может быть отдано 10% водной поверхности российских водоемов. Тут вообще все весело. На заседании Думы по этому поводу очень энергично выступил сибирский коммунист Заполев, который заявил: «Ну вот некоторые боятся, что мы все раздадим. Ну подсчитайте! 10% – это такой мизер, что вообще не надо делать из этого проблему. Это не много для наших огромных водных просторов!»
Вероятно уважаемый парламентарий забыл, что чуть ли не 70% российских водных ресурсов составляют как раз многоводные сибирские реки вроде Оби, Лены, Енисея и Иртыша, куда обычный ни в жизнь не доедет. А вот Волга как раз будет роздана «рачительным» собственникам под чистую чуть ли не 70% российских водных ресурсов составляют как раз многоводные сибирские реки вроде Оби, Лены, Енисея и Иртыша, куда обычный ни в жизнь не доедет. А вот Волга как раз будет роздана «рачительным» собственникам под чистую…
4. На территории рыболовных участков не действуют правила любительского рыболовства. Лови чем хочешь и в любом количестве – нормы суточного вылова на территории РПУ не действуют (эдакая «рекламная акция»). На эту тему позволим себе процитировать отрывок из статьи 10 закона. Пункт 3 этой статьи рассказывает:
… «3. В правилах любительского рыболовства предусматриваются:
1) нормативы, параметры и сроки осуществления любительского рыболовства;
2) ограничения любительского рыболовства, указанные в статье 9 настоящего Федерального закона, конкретизированные с учетом особенностей каждого рыбохозяйственного бассейна;
3) требования к сохранению водных биоресурсов и среды их обитания;
4) требования к оснащению сетных орудий добычи (вылова) водных ресурсов опознавательными знаками, на которые нанесены информация о физическом лице, осуществляющем добычу (вылов) водных биоресурсов, и номер именного разрешения рыболова» …
И тут же пункт 4 сообщает, что все это не обязательно соблюдать клиентам рыболовных участков (в т.ч. турбаз):
… «4. Правила любительского рыболовства обязательны для исполнения физическими лицами, осуществляющими любительское рыболовство, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ осуществления любительского рыболовства на рыболовных участках, сформированных для осуществления рекреационного рыболовного хозяйства, и водных объектах, находящихся в собственности юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей» …
Кстати тот же коммунист Заполев весьма красноречиво высказался о проблемах астраханских экологов: – Что же касается норм вылова, то на удочку и на спиннинг, уверяю вас, ни летом, ни зимой ничего выловить невозможно для того, чтобы уничтожить водные биоресурсы. В Астрахани рассказывают сказки, – заявил депутат. Как бы то ни было, закон был принят Госдумой в первом чтении 261 голосами «за». Это число составили депутаты фракций «ЕР» и КПРФ. Эсеры и ЛДПР проголосовали «против».
Из астраханских депутатов за закон проголосовали Леонид Огуль, Мария Максакова и Николай Арефьев.
Александр Старовойтов нажал красную кнопку.
На тему нового закона уже выступил в своем блоге лидер астраханских эсеров Олег Шеин. Он выступил с предложением снова перейти к акциям протеста и привлечь внимание к альтернативному законопроекту «О любительском рыболовстве», который предложили эсеры.