Чем это грозит и кому выгодно затягивание торгов?
Начавшаяся было приватизация Архангельского тралового флота может застопориться. Cтало известно, что руководитель Мурманского рыбокомбината Михаил Зуб подал иск в Высший Арбитражный Суд. Цель иска – оспорить регламент процедуры отчуждения акций, который якобы противоречит закону «О защите конкуренции».
Все лето Михаил Зуб писал сочинения на тему «Если бы я был владельцем Архангельского тралового флота». Теперь настало время решительных действий. Сроки поджимают: через пару недель уже первые пакеты документов на приватизацию принимать закончат, а ситуация для Мурманского рыбокомбината складывается не лучшая. Мало того что крупные конкуренты поджимают, так еще и законы явно не на стороне скромного предприятия.
По мнению Михаила Зуба, ограничение по выручке в 500 млн рублей в год противоречит закону «О защите конкуренции». Дескать, так нечестно: приватизация должна быть доступной для всех и каждого. Но давайте посмотрим правде в глаза. Не будем выпытывать, каким образом комбинат с годовым оборотом в 152,2 млн рублей собирается заполучить АТФ стоимостью 1,8 млрд. Давайте лучше сравним масштабы управления и ведения бизнеса.
В 2012 году Архангельский траловый флот выручил 3,44 млрд. рублей. То есть почти в 23 раза больше, чем Мурманский рыбокомбинат. Управление таким активом — другой уровень, а развитие АТФ потребует иных навыков. Это как управдома сделать директором луна-парка: вроде занятия более-менее похожие, но масштаб другой. Поэтому ограничение на минимальную годовую прибыль выглядит вполне разумным. Может регламент приватизации АТФ и заслуживает критики, но явно по другим направлениям.
Недовольство директора Мурманского рыбокомбината вызвало и фактическое выведение актива из-под закона «О приватизации». Выбранная форма отчуждения госсобственности не предусматривает проведение публичных торгов. Ни конкурса, ни аукциона не будет: государство самостоятельно выберет, в чьи руки отдать Архангельский траловый флот.
Причиной такого выбора стала тревога за будущее предприятия. АТФ может оказаться очень перспективным флотом в умелых руках. Модернизация производственных и портовых мощностей вдохнут в тралфлот новую жизнь. Но для этого новый владелец должен обладать большим финансовым ресурсом. Сегодня Мурманский рыбокомбинат не производит впечатления щедрого инвестора.
Кроме того, Михаил Зуб наверняка знает о нежелании топ-менеджмента АТФ отдавать флот в руки мурманских инвесторов. Позиции руководителей тралфлота могут разниться, но в одном они сходятся: АТФ не должен уйти в Мурманск. Чиновники с такой позицией знакомы не понаслышке, а потому у Мурманского рыбокомбината надежды мало. Единственный шанс прибрать к рукам заветный флот – оспорить регламент в судебном порядке и предложить на открытых торгах максимальную цену.
Грустно это, товарищи. Сейчас АТФ имеет все шансы получить нового владельца еще до конца года, а потом с новыми силами выйти на весеннюю путину. Задержка в приватизации может привести к тому, что суда тралфлота пропустят лов – новый хозяин физически не успеет подготовиться и войти в курс дела. Фактическая ликвидация ВАС может привести к задержкам в формировании суда в обозримые сроки, что скажется и на сроках приватизации.
А еще стоит задуматься: кому выгодно затягивание торгов? Помимо формальностей в работе ВАС существует и финансовая сторона вопроса. Ведение громкого в рамках целой отрасли дела требует немалых финансовых затрат. Мурманскому рыбокомбинату предстоит задействовать высококлассных юристов и адвокатов. А, как известно, хорошие законники кушают хорошие гонорары. Готовность к таким вложениям выглядит очень странной на фоне более чем скромных доходов.
Очевидно, что Михаил Зуб в конечном счете проиграет дело. Адвокатское бюро DS Law считает, что ВАС «вряд ли станет трактовать решения правительства не в пользу государства». После скандального проигрыша можно не надеяться стать счастливым обладателем флота. Вполне возможно, что кто-то из игроков пытается загребать жар чужими руками, попутно подготавливая удобный плацдарм для приватизации АТФ.