Важность осетроводства для России в очередной раз подчеркнули на самом высоком уровне. Августовское послание Владимира Путина Правительству РФ содержит отдельный пункт, посвященный воспроизведению и культивированию осетра.
Комплекс мер по воспроизведению осетровых и их дальнейшему культивированию должен быть представлен уже в 2014 году. Планируется сделать особый акцент на товарном выращивании и восстановлении природных запасов. В перспективе популяцию осетра попытаются восстановить в большинстве водоемов, относящихся к традиционному ареалу обитания этой благородной рыбы.
Ключевое значение для воспроизведения осетра имеют Волга и Каспийское море. Черная икра добывалась на Каспийском море еще для двора византийского императора. Русские правители по достоинству оценили этот деликатес, и с распространением икры в Европе он стал своеобразным государственным брендом. Черная икра, которую нередко называли «русской», всегда была одним из самых узнаваемых государственных символов наряду с флагом и гербом.
Но сегодня ситуация коренным образом изменилась: в сознании европейцев «русская» икра постепенно становится «иранской». Компания «Шилат», фактический монополист на осетровый промысел в Иране, поставляет на зарубежные рынки все больше осетрины и икры. России ответить нечем: отечественная аквакультура все еще в зачаточном состоянии, а повальное браконьерство не позволяет активно добывать осетра без угрозы для популяции.
Попытки искусственно увеличить популяцию к успеху не привели. Каспийское НИИ рыбного хозяйства (КаспНИРХ), которое должно заниматься разведением осетра, тратит деньги на невнятные аналитические отчеты. Один отчет обходится институту в 3 млн рублей. Решительно непонятно, что и зачем анализируют за такие деньги, и какая от этого польза рыбе. При этом молодых осетрят выпускают в водоемы все меньше и меньше. Еще десять лет назад «в свободное плаванье» каждый год отправлялись 70 млн единиц молодняка, а в 2012 году их число составило всего 22 млн.
Каспийские соседи еще больше осложняют ситуацию. Ни Иран, ни Туркмения, ни Азербайджан не поддержали предложенный Россией мораторий на вылов осетра. Идею одобрил только Казахстан, но на фоне выловов иранского «Шилата» это решение ничего не меняет.
На Дальнем Востоке, втором ключевом осетровом регионе, дела обстоят не лучше. «ТИНРО-Центр» сталкивается с серьезными финансовыми проблемами: у института нет средств для восстановления популяции осетра в местных водоемах. По той же причине не находит практического применения и 20-летние наработки ученых с Лучегорской научно-исследовательской станции. Видимо, государство заботится об осетре только на бумаге.
Разумеется, существует и более жизнеспособная альтернатива государственным стараниям. Осетрина – ценный и очень валютоемкий биоресурс, в разведении которого напрямую заинтересован бизнес. В свою очередь научно-исследовательские институты заинтересованы в получении финансовых средств, при помощи которых они смогут реализовать современные технические разработки.
Во всем мире бизнес и наука уже давно дополняют друг друга. Пора бы и России последовать иностранному примеру: другим путем иранцев на осетрово-икорном рынке уже не победить. В план приватизации до 2015 года включены некоторые рыбные НИИ, включая «ТИНРО-Центр». Если Росимущество не будет затягивать, то очень скоро мы увидим тандем с реальными результатами. Мощный импульс получит и аквакультура, которую мы упорно (и безрезультатно) развивает последние годы.
Как обычно просто супер обьёмная статья и как всегда дочитал до конца