Недавно Федеральная антимонопольная служба обратила внимание на подозрительную деятельность корейских компаний на российском рынке. Не прошло и месяца, как последовали первые признания: SajoDaerim Corporation и Hansung Enterprise подтвердили владение несколькими российскими рыбными компаниями. Но, как выяснилось, у корейцев есть и другие аффилированные активы в России.
В конце июля рыбную отрасль всколыхнул новый картельный скандал: Федеральная антимонопольная служба обвинила Южную Корею в незаконном контроле 12-15% (220-250 тыс. тонн) общероссийской квоты минтая. Многочисленные оптимисты восприняли это как очередной этап возвращения рыбодобычи российскому бизнесу. «Они должны уйти», — категорично заявил глава ФАС Игорь Артемьев о корейских компаниях, нарушающих закон. И только период временного затишья начал вызывать беспокойства, как стала появляться свежая информация.
Интернет-издание «Золотой Рог» утверждает, что скандал наделал шуму и в самой Корее. Сообщается, что представители южнокорейских властей провели «воспитательные беседы» с SajoDaerim Corporation и Hansung Enterprise и, вслед за ФАС, порекомендовали им добровольно уйти из российского рыбного бизнеса. Вероятно, беседы возымели успех, поскольку на корпоративных сайтах обеих компаний появилась информация о владении некоторыми российскими компаниями.
Но чистосердечным это признание не назовешь. Даже будучи прижатыми к стенке, южнокорейские компании хитрят и заметают следы. Есть подозрения, что корейские рыболовы «забыли» рассказать еще о нескольких предприятиях. По некоторым сведениям, SajoDaerim Corporation имеет прямое отношение к ООО «Водолей». А Hansung Enterprise почему-то не внес в свой список ОАО ДМП и ОАО «Антарес». Забыли, видимо. Заработались.
На волне всеобщего ажиотажа всплыло имя еще одной российской компании и ее корейских «покровителей». Страна должна знать своих героев. ЗАО «Дальрыбпром» попал под влияние Nopdick Fisheries. Впрочем, деятельность этих корейцев выглядит более чем скромной: всего лишь одна российская компания с квотой в 5 тысяч тонн. Только вот наше это сырье, и его незаконная добыча уголовно наказуема.
Неофициальный источник пророчит корейским компаниям проблемы и на родных берегах: «У представителей корейских компаний есть всего несколько месяцев на принятие решения, в противном случае корейские рыбные холдинги ждут штрафные санкции уже со стороны их государства». Обеспокоенность официальных представителей Южной Кореи легко понять. Не так давно Россия на 20 тыс. тонн (до 61,4 тыс. тонн) увеличила корейскую квоту в своей исключительной экономической зоне. Разгоревшийся сразу после этого скандал поставил под угрозу межправительственное соглашение, а перспективы дальнейшего сотрудничества становятся все менее и менее радужными для корейской стороны.
Вполне возможно, что корейскому бизнесу позволят уйти из России «по-хорошему». Прежде всего это коснется компаний, в которых российский бизнес имеет свою долю акций. В ближайшее время могут начаться массовые продажи аффилированных активов. Андрей Тетеркин, генеральный директор компании «Русское море – Добыча», советует не обольщаться по поводу их привлекательности: «Если у владельцев компаний есть иллюзии, что нам можно будет что-то быстро и дорого продать, то мы их развеем. РМД тщательно подходит к приобретению любых активов, связанных с биоресурсами».