После продажи перерабатывающего завода ГК «Русское море» увеличивает выручку
Статистика говорит, что первая половина 2013 года оказалась на редкость продуктивной для группы компаний «Русское море», выручка которой увеличилась на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тем не менее, выручка просто так не растет. Современный рыбный бизнес включает в себя сотни аспектов, каждый из которых способен сказаться на финансовом благополучии компании, а потому причины роста следует рассмотреть более детально.
За первое полугодие 2013 года выручка продолжающей деятельности выросла на 20,6% и составила 7,246 млрд рублей. Объем реализации на аналогичный период вырос на 14,5% и достиг уровня в 71,964 тыс. тонн. Подобных темпов роста группа компаний «Русское море» не демонстрировала уже давно. Судите сами: в 2010 году продажи упали на 0,5%, в 2011 выросли на 7,6%, а к 2012 году темпы роста снизились до 2,8%. На сегодняшний день рост в полугодовом периоде составил 14,5%, что позволяет заранее говорить о значительном годовом росте даже в условиях повышенной волатильности, которой характеризуется рыбная отрасль.
Темпы роста и правда впечатляющие, но смотреть на голые цифры было бы как минимум недальновидно, поскольку за цифрами всегда кроются маркетинговые, управленческие и технологические решения. Цифры в отрыве от действительности не говорят ни о чем. Более того, ввиду наличия множества неоперационализируемых факторов они могут рассматриваться в качестве случайных величин. Вот почему возникает острая необходимость выстроить цепочки взаимосвязи между ключевыми событиями отрасли, решениями менеджмента «Русского моря» и статистическими данными. И тех, и других факторов за прошедшее время накопилось приличное количество.
Прежде всего, внимания заслуживает сделка с белорусской компанией «Санта Бремор», в результате которой группа компаний «Русское море» продала рыбоперерабатывающий завод в подмосковном Норильске в начале текущего года. Подобный маневр позволил «Русскому морю» выскользнуть из долговой ловушки и понизить кредитную нагрузку на 1,3 млрд рублей: в начале 2013 года группа имела 2,38 млрд рублей краткосрочных долгов и 2 млрд рублей долгосрочных. По словам генерального директора группы «Русское море» Дмитрия Дангауэра, «Компания обрела финансовую стабильность, необходимую для дальнейшего поступательного развития направления дистрибуции, а также дальнейшей реализации амбициозного проекта по аквакультуре».
С учетом недавнего закона об аквакультуре, развитие данного сектора производства видится более чем перспективным. Д. Дангауэр называет аквакультуру одним из приоритетнейших направлений деятельности группы компаний «Русское море», однако на сегодняшний день вклад «Русского моря – Аквакультуры» в консолидированную прибыль остается небольшим и не превышает 1%. Иными словами, аквакультуру можно вычеркивать из числа факторов, приведших группу компаний к росту объема выручки. «Это потенциально высокомаржинальный бизнес, однако, по нашим оценкам, его развитие займет несколько лет», — отметил Д. Дангауэр.
Гораздо больший вклад в дело увеличения объема выручки внесла структурно-управленческая оптимизация. «Была проведена значительная работа по соответствующему сокращению расходов. Расходы на персонал сокращены на 60%. Проведена работа по оптимизации бизнес-процессов. Повышена прозрачность и управляемость Группы компаний», — прокомментировал стратегию компании Д. Дангаэур. На ум приходят слова, сказанные в интервью «Коммерсанту» А.А. Тетеркиным, генеральным директором ООО «Русское море – Добыча» (не входит в Группу компаний «Русское море», развиваясь как самостоятельный бизнес): «Я не устаю повторять, что законы управления, если его не воспринимать как развлечение, объективно работают». За примером подтверждения данных слов на практике не нужно далеко ходить: менеджмент ГК «Русское море» сработал как по учебнику, и результат не заставил себя ждать.
Серьезным фактором роста выручки стал и рост цен на импортную рыбу, который норвежцы объяснили снижением производства на фоне заметного увеличения спроса на норвежскую рыбу. Средняя отпускная цена на норвежского лосося увеличилась на 39,7% и составила порядка 212 руб. за килограмм. В свою очередь российские закупщики отказались от импортной рыбы, в результате чего «Русская рыбная компания» смогла реализовать гораздо больше продукции, чем за аналогичный период в прошлом году. Невидимая рука рынка в действии выглядит именно так: продавец, отклонившийся от равновесного значения цены с учетом эластичности, быстро теряет покупателя. Впрочем, норвежцы в любом случае в накладе не останутся: спрос на их рыбу во всем мире стабильно высокий.
Говоря по существу, «Русскому морю» удалось восполнить дефицит рыбных ресурсов на российском внутреннем рынке. В 2013 году экспорт семги в Россию снизился на 19% (до 42170 тонн), а форели – на 10% (до 10817 тонн). Таким образом, у российского рынка были две альтернативы: закупка импортной рыбы и сопутствующий рост цен, который ударил бы по карману потребителям, или переход на отечественные ресурсы. Рынок выбрал второй вариант, в очередной раз продемонстрировав очевидный, в общем-то, факт: отсутствие собственной эффективной транспортно-логистической и перерабатывающей инфраструктуры делает отрасль слишком зависимой не только от колебаний на мировом рынке, но даже от решений отдельно взятых соседей.