wpthemepostegraund

Главная / Записки из трюма, Новости отрасли, Эксперты отрасли / «РАЗМЕР БИЗНЕСА – НЕ САМОЦЕЛЬ»

«РАЗМЕР БИЗНЕСА – НЕ САМОЦЕЛЬ»

Гендиректор компании «Русское море — Добыча» Андрей Тетеркин о развитии компании и ключевых трендах отрасли

Сегодня в «Коммерсанте» вышло довольно знаковое интервью с генеральным директором ООО «Русское море – Добыча» Андреем Анатольевичем Тетеркиным. В разговоре были затронуты вопросы, касающиеся российской и мировой рыбной отрасли. Оставить без внимания интервью с руководителем крупнейшей в своем сегменте рыбодобывающей компании было невозможно. Как, впрочем, и не проанализировать мысли, высказанные А.А. Тетеркиным.

Куда плывет РМД

Первой темой, затронутой в беседе А.А. Тетеркина с журналистом «Коммерсанта», стала деятельность компании «Русское море – Добыча». Планы, поставленные менеджментом компании, выглядят более чем амбициозными. Ключевым направлением для компании является вхождение в топ-5 крупнейших мировых рыбодобывающих компаний. Ежегодно во всем мире добывается порядка 90-95 млн тонн рыбы в год. Из них на долю России приходится примерно 4,5 млн тонн, что позволяет входить в тройку ведущих экспортеров и в пятерку крупнейших добывающих стран. Иными словами, необходимый макроуровневый экономический базис в стране уже имеется. Дело остается за дальнейшим расширением производства.

Отрадно видеть, однако, что расширение бизнеса не является самоцелью для руководства компании. По словам А.А. Тетеркина, «Размер бизнеса – это не самоцель, а основание для возможностей. Цель при этом – повышение капитализации компании». Принцип «догнать и перегнать» давно остался в прошлом, а вот снижение издержек за счет эффекта масштаба – перспективное настоящее. Снижение же числа посредников, являющееся естественным следствием укрупнения компании и увеличения объема выпускаемой продукции, должно позитивно сказаться на рыбных ценах в масштабе всей страны.

Рыбные риски

Любая рыночная отрасль характеризуется своими специфическими рисками. В случае же с рыбной отраслью наиболее серьезное влияние оказывают риски, возникающие на мировом уровне. Главным фактором риска была и остается высокая волатильность цен, в иные периоды достигающая 40-50%. Вытекающая отсюда нестабильность способна нанести серьезный удар по небольшим рыбодобывающим компаниям, тогда как их «старшие братья» останутся на плаву за счет резервов, с помощью которых можно компенсировать неудачные торговые периоды. Следом за волатильностью был упомянут незаконный промысел, который был и остается серьезнейшей проблемой для рыбной отрасли любого государства. «Серые схемы» не просто незаконны – они напрямую бьют по ценам и способствуют подорожанию рыбной продукции.

Российская действительность, по мнению А.А. Тетеркина, имеет ряд специфических проблем: «В России основные риски связаны со старением флота и его кадровым обеспечением. Все остальное это скорее текущие недостатки, которые при определенных условиях могут быть исправлены». В этот же момент вспоминается закон о регистрации маломерных судов, потенциально способный поставить жирный крест на добыче в отдельных регионах. Впрочем, нам не привыкать: нестабильное правовое пространство уже давно стало особенностью национальной рыбалки. С другой стороны, долгожданный закон об аквакультуре все-таки приняли на радость всей отрасли. А потому следим за дальнейшим развитием событий и надеемся, что проблемы не перерастут во вполне осязаемые  риски.

Совместные предприятия: быть или не быть?

Пару месяцев назад в блоге говорилось о том, что игроки мировой рыбной отрасли должны двигаться в сторону создания совместных предприятий. Как отметил А.А. Тетеркин, «Переговоры [о создании совместных предприятий] у нас ведутся практически постоянно. Это и японская Nissui, и голландская Parlevliet & Van der Plaas, ряд азиатских переработчиков и другие». Хочется верить, что переговоры закончатся-таки созданием подобного предприятия, с помощью которого можно убить двух зайцев: снизить активность браконьеров и нанести удар по незаконному промыслу в чужих водах. А появление нового крупного игрока способно изменить статус-кво и серьезно вмешаться в текущую расстановку сил.

Российская рыбодобыча вновь заняла подобающее себе положение на мировом рынке. «Это игроки, которые хорошо понимают, что им нужно, они заинтересованы иметь дело с такими же крупными и понятными компаниями как они сами», — подчеркнул А.А. Тетеркин. Если международное сотрудничество и дальше будет развиваться такими темпами, то в скором времени российский рыболов перестанет ассоциироваться заграницей с дешевым минтаем, который тайком перегружают в азиатских портах по фальшивым паспортам. А многострадальный Pacific Andes, кстати, может вновь вернуться в Россию, однако на этот раз на законной и абсолютно прозрачной основе. «Pacific Andes не исключение, мы сохраняем интерес в работе с ними», — заметил генеральный директор ОАО «РМД».

Будущее Архангельского тралфлота

Судьба АТФ была и остается неопределенной: потомственная гадалка не смогла бы предсказать, чем закончится эта история. С одной стороны, над предприятием нависла угроза банкротства. С другой – уже в ближайшее время суда не смогут выйти на промысел из-за износа и фактической нерентабельности вылова. Инвесторы же, готовые вложить деньги в такой сложный актив, обеспокоены желанием правительства Архангельской области обзавестись «Золотой акцией». На сегодняшний день «Русское море – Добыча» рассматривает АТФ как объект для инвестиций. «Потенциально АТФ нам интересен. В ближайшее время РМД или одна из наших дочерних структур подадут заявку на возможность приобретения этого актива», — прокомментировал А.А. Тетеркин позицию компании по данному вопросу.

Очевидно, что просто так никто активы не покупает. В рыбодобывающей отрасли есть свои критерии, определяющие целесообразность капиталовложения: объемы вылова, качество квот и эффективность их освоения. В случае с Архангельским траловым флотом вырисовывается неоднозначная ситуация: «Состояние АТФ весьма сомнительное, но у них большая квота профильной для нас трески». С учетом тенденции белой рыбы к миграции на север в связи с глобальным потеплением подобное вложение будет более чем оправданным в случае, если государство установит приемлемую цену и адекватные условия для инвесторов. Будем надеяться, что в конечном счете АТФ удастся выйти из кризиса и вернуть себе былую экономическую мощь.

Как государство рыбе помогало

Отдельного внимания заслуживает недавняя государственная инициатива, согласно которой российские рыбодобывающие компании должны будут строить суда исключительно на отечественных верфях. Спору нет, на развитии судостроения (или, по крайней мере, на приток финансовых средств) такая инициатива скажется положительно. Но как она скажется на рыбодобытчиках? Как сказал А.А. Тетеркин, «Я не вижу большой пользы от слишком активного участия государства в стимулировании создания флота. Участие государства в бизнесе должно заключаться в создании условий, которые стимулировали бы бизнес вкладываться в тот или иной сектор». Откровенное принуждение, которым по факту станет данная инициатива, вовсе не похожа на стимулирование. Напротив, развитию рыбной отрасли может быть нанесен серьезный ущерб.

Странными выглядят и призывы государства продавать больше рыбы на родном берегу. Идея, как обычно, благая. Но кому ее продавать? Сырой рыбой рынок перенасыщен, а перерабатывать ее некому и нечем. «В России добывается 1,7 млн тонн минтая, внутренним рынком потребляется максимум треть. Мы можем, конечно, привезти все на берег, но кто это будет есть?» — задает резонный вопрос А.А. Тетеркин. В связи с этим стимулирование сегмента переработки кажется первостепенной задачей государства, касающейся развития отечественной рыбной отрасли. Пока у нас нет своих заводов, рыба будет и дальше уплывать в страны АТР в трюмах российских кораблей.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Thanks: