wpthemepostegraund

Главная / Новости отрасли / ЧЕРНЫЕ КРАБЫ, СЕРЫЙ МИНТАЙ

ЧЕРНЫЕ КРАБЫ, СЕРЫЙ МИНТАЙ

Почему инвестиции обходят нас стороной?

Добыча биоресурсов – отрасль для России стратегическая, и премьер-министр не забывает время от времени об этом напоминать. Свое отношение к данному вопросу Д.А. Медведев сформулировал просто и понятно: «Добычей морских биоресурсов должны заниматься российские компании. Это кстати, не мы придумали, потому что мы такие жесткие, это мировая практика. Так и другие страны поступают». Но без инвестиций, как известно, далеко не уплывешь. Береговая инфраструктура и флот нуждаются в модернизации, а для этого нужны огромные средства. «Участие зарубежных инвесторов в акционерном капитале в целом приветствуется, в особенности в капитале перерабатывающих компаний», — отдельно подчеркнул премьер.

По словам Медведева, Россия «входит в первую 5-6 мировых лидеров по привлечению иностранных инвестиций». Жалко, правда, что инвестиции обходят стороной рыбную отрасль. Казалось бы, ничто не мешает зарубежным инвесторам вложить деньги в российских рыбаков и переработчиков. И законодательство об иностранных инвестициях либерализовано, и ФАС без дела не сидит, постоянно новые предложения готовит. Все для удобства иностранных инвесторов делается.

Только вот не настроены соседи на официальное сотрудничество с российской стороной. Скорее предпочтут «серый» улов скупить или незаконно в чужих водах порыбачить. Свои же рыбаки подсуетятся, и улов по-тихому продадут китайцам или корейцам, которые платят твердой валютой. Словом, хотели как лучше, а получилось как всегда. Либерализация наткнулась на стойкое нежелание основных зарубежных партнеров играть по правилам.

Взять, к примеру, Китай. Огромная масса дешевой рабочей силы позволяет буквально за копейки обрабатывать сырую рыбу, которая в дальнейшем наводняет прилавки по всему миру, а в особенности – европейские. Но и здесь меру знать нужно. Представители  Китая однажды уже опрометчиво заявили, что контролируют 60% вылова российского минтая. Итогом стало требование российской стороны о продаже китайцами своих активов, добывающих российского минтая. Первые подобные сделки уже прошли. Ситуация с китайцами медленно, но верно возвращается в правовое поле. Премьер-министр, по сути, именно об этом и говорит: зарубежным компаниям путь один – создание совместных предприятий с российскими компаниями в рыбодобыче и переработке.

Но ведь и на Китае свет клином не сошелся. Главное преимущество Китая – возможность дешевой обработки биоресурсов – постепенно сходит на нет. Стоимость рабочей силы растет, доходы китайских предпринимателей падают. В обозримом будущем Китай может и вовсе свести к минимуму закупки «чужой» рыбы. Что же тогда случится с уловом? Все как обычно: рыба ищет, где глубже, а человек – где дешевле. Иными словами, где переработка будет дешевой, туда рыба и пойдет. А ведь морских соседей у России немало, кто-нибудь подходящий да подвернется.

Куда хуже обстоят дела с Южной Кореей, которая, похоже, не отстает от своего «старшего брата». Правда, корейские компании делают это не так открыто и уж тем более не хвастаются своими успехами в официальных пресс-релизах. Однако «серые» схемы скупки российского краба продолжают оставаться причиной головной боли номер один, причем для обеих сторон. Россия теряет ежегодно до 1 млрд. долларов на таком вот крабовом бизнесе, и потому Корея так и не может получить квоты на вылов биоресурса в российской экономической зоне.

Если копнуть глубже, то схожую проблему можно найти и в русско-японских отношениях. Повальная скупка морского ежа, являющегося в некотором смысле бесценным медицинским ресурсом, дополняется активным участием Японии в «отмывании» браконьерского улова. Именно в портах Хоккайдо незаконный улов обретает паспорта и новую легенду о своем происхождении. Не по-соседски это, не по-партнерски, товарищи.

Однако отношения между рыбаками и претендентами на добытые ресурсы постепенно начинают принимать законную форму. И первой ласточкой может стать как раз сотрудничество отечественных компаний с теми же китайцами, которые теперь стремятся войти в бизнес на вполне законных основаниях, создав совместные предприятия с российскими компаниями. Вообще говоря, о прогрессе пока что говорить рано, известно лишь, что переговоры носят предварительный характер. Но интуиция подсказывает, что сотрудничеству быть.

Россия обладает тем, чего так не хватает сегодняшнему Китаю: экологически чистыми биоресурсами высочайшего качества. При этом наша страна нуждается в развитии перерабатывающей инфраструктуры. В свете этого сотрудничество может стать толчком к развитию региона. Главное, все тщательно продумать и сделать по уму, а не как всегда. А в перспективе место Китая могут занять и другие игроки рыбной сферы. Были бы процедуры налажены, а остальное приложится.

И риторический вопрос напоследок: может, пора уже и другим морским соседям задуматься о честной игре и новых формах взаимодействия?

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Thanks: