Как «Русский лосось» попал под карантин
На фермах компании «Русский лосось» в Лиинахамари под Мурманском увольняют работников, а на самих участках, где разводят рыбу, бушуют всевозможные рыбьи болезни, переносчиком которых является морская вошь. Что происходит на предприятии и в чем причина бедственного положения одного из флагманов российской аквакультуры?
Тревожные сообщения о ситуации на объектах «Русского лосося» в Баренцевом море распространяются в блогах и социальных сетях. Администрация предлагает работникам увольняться по собственному желанию, а в случае несогласия в ход идут увольнения по инициативе администрации по надуманным причинам. Рассказывают, что без зарплаты сидят и норвежские ветеринары. Причиной увольнений, говорят очевидцы, стали финансовые затруднения компании, а также эпидемия, которая поразила большую часть рыбных садков.
Наибольшее количество участков «Русского лосося» располагается в районе Печенгской губы. Там базируется 50 садков, в которых, как стало известно, завелся достаточно распространенный паразит – разносчик вирусов, известный под названием морская вошь. Большое количество уже больной и погибшей рыбы подлежит уничтожению во избежание дальнейшего распространения инфекции. Единственное, почему этого до сих пор не сделано – надежда на «русский авось» и доверительные отношения руководства компании с администрацией Мурманской области и губернатором Мариной Ковтун.
Не так давно губернатор лично хвалила «Русский лосось», говоря, что это прекрасный опыт ведения бизнеса, а администрация Мурманской области будет и дальше оказывать всяческую поддержку этой компании. Компания «Русский лосось», входящая в состав группы компаний «Балтийский берег», как сообщалось, планировала к 2015 году занять до 40% российского рынка лосося. Для этих целей «Русский лосось» в 2009 году приобрел три компании, которые занимались в акватории Баренцева моря разведением лосося, живорыбное судно «Лиинахамари» и более 130 садков.
Каждый садок размером 50 квадратных метров, а в нем 50-70 тысяч особей, которые выращиваются до двухлетнего возраста. Все, что в итоге производится «Русским лососем», отправляется в «Балтийский берег» и сбывается на рынке уже этой компанией. Теперь, и амбициозным планам «Русского лосося», и бизнесу «Балтийского берега» угрожает банальная морская вошь.
Как известно, морские вши водятся преимущественно на красной рыбе, в том числе на лососях и форели. Быстрое распространение вшей на фермах связано с тем, что большое количество рыбы находится очень близко друг к другу. Этот паразит поражает кожные покровы. По данным научного журнала «Proceedings of the Royal Society B», гибнет около 55% зараженной рыбы. Причем опасность вши представляет не только для той рыбы, что выращивается на фермах, но и для дикого лосося, который может проходить мимо них, а затем разносить вшей среди своих «собратьев». При этом преимущественно поражается молодь.
Существует несколько способов борьбы со вшами. Степень их радикальности сильно разнится: от кормления рыбы антибиотиками и пестицидами до разведения в районах развитой аквакультуры рыбок вида Ballan Wrasse, которые питаются вшами. Но ни один из них не является «панацеей» — все способы затратны, а подчас несут риски для самих потребителей.
Инфекция представляет опасность не только для Печенгской губы, но и для всей акватории Баренцева моря. Но вместо того, чтобы обеспечить локализацию очага инфекции и применить хоть какие-то меры к прекращению распространения заразы, ЗАО «Русский лосось» пытается умолчать о проблеме, о которой, впрочем, уже известно и властям, и экологам, о чем также пишут местные жители в социальных сетях.
Заражение рыбы можно было прекратить в самом начале, если бы применить необходимые меры, но у компании нет денег, а банки не хотят давать кредиты под больную рыбу, которую следует сжигать, а на месте ее заражения вводить карантин и ждать пока участки очистятся. В итоге получается замкнутый круг: на предотвращение ситуации нужны деньги – денег нет, так как нет продаж.
Пытаясь хоть как-то спасти ситуацию, компания запускает новых мальков на еще не зараженные участки, однако зараза охватывает все новые и новые садки. То, что молчит рыба — понятно. Понятно и молчание сотрудников «Русского лосося», опасающихся увольнений. Но почему молчат власти и экологи – большой вопрос.
А причина, если внимательно присмотреться в том, что государство слишком мало внимания уделяет аквакультуре. Последние двадцать лет аквакультура в России росла, как сорная трава – без профильного закона, в отсутствии комплексной господдержки и нормативно-правовой базы, в условиях противодействия местных чиновников, лоббирующих интересы рыбодобытчиков. Плюс все проблемы, с которыми сталкивается малый и средний бизнес в нашей стране (а крупных компаний в этой отрасли практически нет). Отсюда и все неприятности, потенциальные или реальные, связанные и с отсутствием четких требований и контроля за их исполнением при выращивании рыбы.
Закон об аквакультуре должен изменить ситуацию в рыбной отрасли. Во всяком случае, на него возлагают большие надежды. И вот в марте, говорят источники в Госдуме, многострадальный закон может быть принят, а с его помощью в России смогут восстановить практически отсутствующее разведение и выращивание рыб, раков, моллюсков и прочих. Неизвестно, позволит ли закон избавить лосося от морских вшей, но ясно, что мариводы должны вздохнуть свободнее. Принятие закона обеспечит льготы для предприятий аквакультуры, понятные правила игры на рынке, а главное – позволит регламентировать деятельность компаний, занимающихся разведением рыбы, и защитить производителей от браконьеров и прочего произвола.