На Дальнем Востоке начал формироваться российский рыбный холдинг
Не успела компания «Русское море – добыча» закрыть сделки по приобретению двух дальневосточных компаний «Турниф» и «Интрарос», как началась бурная дискуссия вокруг перспектив нового рыбодобывающего холдинга, который начал формироваться на Дальнем Востоке. Почему же так много внимания приковано к этой сделке?
Во-первых, речь идет о двух крупнейших компаниях дальневосточного региона по объемам добычи и производства рыбной продукции. На их долю приходится примерно 16% от всей выловленной приморскими предприятиями рыбы. Кроме того, совокупно «Турниф» и «Интрарос» обладают свыше 7% квот на вылов минтая в России.
Во-вторых, еще вчера компания «Русское море» только мечтала о собственном флоте и квотах, а сегодня становится в один ряд с крупнейшими рыбодобывающими российскими компаниями. Как говорят, не было ни гроша, да вдруг алтын — первый же замах компании, по сумме и получаемым квотам поистине богатырский.
И наконец, никто не знает, чего ждать от самой «Русское море — добыча», которая создана в сентябре 2011 года, и ничем, кроме громкого имени «Русское море» и акционерами в лице Геннадия Тимченко и Максима Воробьева, не примечательна. Во всех публичных заявлениях подчеркивается, что РМД в группу компаний «Русское море» не входит, но итак понятно, что за ней и инвестиционная мощь, и административный ресурс группы Тимченко и Воробьева.
В общем, вопросов к РМД много — где будет продаваться выловленная рыба? Где компании, сменившие хозяина, будут платить налоги? Что будет с другими рыболовными компаниями Дальнего Востока, Приморья, Сахалина – смогут ли они составить конкуренцию разрастающемуся на глазах рыбопромышленному холдингу.
Вот что говорят по этому поводу специалисты. В частности, директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, профессор Александр Латкин считает, что теперь все в руках компании «Русское море — добыча». А поскольку она относится к московским налоговым органам, соответственно, приморские компании «Турниф» и «Интрарос» могут быть перерегистрированы в Москве, а значит, налоговые отчисления будут поступать не в приморский, а в московский бюджет.
С налогами все довольно прозрачно – судя по всему, речь о перегистрации компаний не идет – уж больно серьезно «Русское море» обосновалось в регионе. Для управления компаниями «Турниф» и «Интрарос» во Владивостоке сформирован целый дальневосточный филиал ООО «Русское море — Добыча», который в январе возглавил депутат Законодательного собрания Приморского края Петр Савчук (кстати, лицо в рыбном мире известное, — Савчук ранее возглавлял Находкинскую базу активного морского рыболовства).
«Новый владелец «Турнифа» и «Интрароса» однозначно дал понять, что собирается использовать весь потенциал приморских компаний по назначению, — считает руководитель Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья, депутат Думы Владивостока Георгий Мартынов. — Это значит, что приморские рыбаки и судоремонтники сохранят свою работу, квоты будут и дальше выбираться, а налоговые отчисления будут поступать в местный и региональный бюджеты».
Оптимистично местная власть смотрит и на судьбу улова. «Определенным плюсом станет тот факт, считает депутат Мартынов, что выловленная продукция поступит на российский берег для переработки (сейчас значительная масса выловленного сырья продается за границу) и реализации внутри страны. До сих пор приоритетом «Русского моря» было стремление продавать всю произведенную продукцию именно на российском рынке. Вряд ли что-то поменяется в дальнейшем. Примечательно, что и «Турниф» и «Интрарос» основной объем выловленной рыбы поставляли на экспорт».
Кроме того, как признает тот же профессор Латкин, положительным аспектом стала возможность «Русского моря – добычи» «оживить» купленные компании. Заезжие гости способны вложить капиталы в повышение эффективности производства. Они могут купить новые рыбодобывающие суда, повысить производительность труда и сохранить рабочие места.
Но есть и более важный аспект, который волнует экспертов отрасли и региональные власти – не означает ли приход в рыбодобывающую отрасль такого «крупняка» как «Русское море» смену парадигмы управления отраслью. Эта сделка наглядно «демонстрирует тренд консолидации российского бизнеса», считает директор Тихоокеанского центра стратегических разработок, доктор экономических наук Михаил Терский.
«То, что «Турниф» и «Интрарос» были куплены компанией «Русское море — добыча», с точки зрения интересов России хорошо, — говорит Михаил Терский. — В РФ будет три-четыре крупных интегрированных компании, которые перейдут на режим «квоты под киль». Однако очевидно, что правительство меняет институциональный режим управлению рыбной отраслью». По мнению Терского, «кучи мелких вопящих» рыбодобывающих компаний государству не нужны. А останется работать только крупный рыбный бизнес, а государство в свою очередь будет подстегивать местный бизнес продавать свои компании крупным. В противном случае местным рыбакам просто не выдержать конкуренции с крупными холдингами.
Есть «зерно истины» в оценках Михаила Терского – уже сейчас в СМИ прошла информация о планах компании «Русское море — добыча» на покупку еще пяти компаний, среди которых «Востокрыбпром», «Совгаваньрыба» и «Сахалин Лизинг Флот». Эти сделки превратят компанию «Русское море — добыча» в крупнейшего владельца квот на вылов минтая с добывающими предприятиями на территории Сахалина, Приморского и Хабаровского краев. По сообщениям СМИ, если и эти компании войдут в холдинг, то совокупный объем квот составит более 10% и он станет крупнейшим владельцем квот на вылов минтая в России.
Судя по всему, консолидация отрасли, о которой так долго говорили большевики, началась. А имея такой мощный лоббистский ресурс, как у «Русского моря», трудно не стать флагманом этого процесса.
Макс Фишман
Особенно переживает Президент Герман Зверев.
I thought I’d have to read a book for a disocrvey like this!
More posts of this quality. Not the usual c***, pealse