wpthemepostegraund

Главная / Новости отрасли / ИТОГИ ГОДА: ГДЕ РЫБА?

ИТОГИ ГОДА: ГДЕ РЫБА?


Вот и наступил Новый год и уже успел «порадовать» свежими новостями про экономику. «Доллар снова дорожает, рубль вновь подешевел». А нефть тем временем обновила исторические минимумы. Поэтому отойдем от новостей с биржи, тем более ничего хорошего там нет, а лучше вспомним, что произошло позитивного в рыбной отрасли в прошлом году – то есть подведем итоги.

Показатели вылова
Показатели вылова выросли на 5% по сравнению с прошлым годом и достигли 4.4 млн. тонн ВБР. Это самый большой показатель за последние 15 лет. Наиболее ощутимую по объему прибавку к вылову обеспечили рыбаки в Дальневосточном бассейне – 150 тыс. тонн. В то же время отечественные рыбаки нарастили поставки на внутренний рынок, что порой даже приводило к переизбытку предложения, – следует из отчета Росрыболовства. «В целом доля российской рыбы на рынке увеличилась – сейчас это примерно 65% против 50% годом ранее», — комментирует Илья Шестаков, глава ФАР.

Госсовет
Самым значимым мероприятием стал Госсовет по развитию рыбной отрасли, накануне которого рыбаки устроили настоящую схватку за право отстоять свое мнение о путях развития рыбного сектора. Основную дискуссию вызвали «квоты господдержки». Рыбаков напугали предложения Росрыболовства о выделении из общей базы 20% квот под инвестиционные цели – развитие рыбопромыслового флота и переработки. Ведомство аргументировало это предложение плачевным состоянием рыболовного флота нашей страны.

До последнего момента большинство рыбаков отказывались признавать данный факт, и просили оставить все без изменений. Однако Владимир Путин на Госсовете подтвердил, что состояния флота удручающе и поручил проработать механизм субсидирования: «Износ судов в рыбном хозяйстве, приближается к критическим 90%… Это не просто неэффективно, но и небезопасно для рыбаков… Такое решение (квоты на вылов рыбы в обмен на инвестиции) давно назрело» — заявил Президент в тот важный день. Он добавил, что рыбаки крепко стоят на ногах, а потому должны вкладывать средства в прибрежную инфраструктуру, переработку и флот. В итоге было решено выделить до 5% на стимулирование строительства объектов переработки, остальные 15% – на поддержку строительства судов на российских верфях. Сейчас профильные министерства прорабатывают механизм реализации этого поручения, а крупнейший добытчик минтая на ДФО, Русская Рыбопромышленная Компания, заявила о готовности построить на отечественных верфях 6 крупнотоннажных траулеров. Всего планируется в течение пяти-десяти лет построить 85 новых судов, в том числе около 35 крупных и среднетоннажных и около 50 малотоннажных.

Путин был в целом не доволен ситуацией в отрасли: «На российских прилавках по-прежнему преобладает импортный и достаточно дорогой товар, да еще и не всегда хорошего качества, а то и вовсе искусственного происхождения», — добавил он. Причина в том, что рыбакам по-прежнему неудобно разгружаться в российских портах, экспортеры торгуют сырьем, вместо того чтобы создавать добавленную стоимость. Кроме того, в отрасли присутствует много иностранных компаний. Министр сельского хозяйства Александр Ткачев добавил, что также существует проблема с доставками уловов в центральные регионы России.
По итогам заседания Путин поручил рассмотреть возможность организовать госсзакупки отечественной рыбы (Такой механизм сейчас дорабатывается), ограничить доступ иностранцев к биоресурам, установить 100% ставку сбора за пользование ВБР для тех, кто поставляет сырье и т.д. Срок исполнения данные поручений – 15 февраля 2016 г, так что ждем.

Смена министра
В этом году у нас произошла громкая рокировка: в апреле 2015 года Минсельхоз возглавил Александр Ткачев, ранее руководивший одним из ключевых аграрных регионов страны – Краснодарским краем. Свое место он получил вместе с настоятельной просьбой Путина: работать над замещением импорта. Новый министр, в свою очередь, пообещал сделать все, чтобы сельское хозяйство было на подъеме. Николай Федоров, возглавлявший министерство с 2012 года (а именно тогда рыбная отрасль вернулась в ведение Минсельхоза), в настоящее время назначен первым заместителем председателя СФ, члена Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Кстати, не прошла бесшумно новость и о том, что Росрыболовство планируют вернуть в прямое подчинение Правительству. Однако этого так и не произошло.

Пограничные вопросы
11 января вступил в силу Федеральный закон, который позволяет отечественным траулерам неоднократно переходить через госграницу. Раньше при повторном пересечении границы требовались специальные документы, которые крайне усложняли работу рыбакам. Рыбопромышленники не первый год добиваются отмены этого барьера. И вот, наконец – достигли успеха.

Снятие «ветеринарных» барьеров
Головная боль всех рыбаков – ветеринарное оформление. Сейчас рыбакам приходится платить большие деньги за оформление сопроводительных документов и проведение лабораторной экспертизы. Рыбаки настаивают: если район промысла чист и экологически безопасен – в лабораторном анализе нет необходимости. Глава в новой редакции закона утвердил такой порядок. Однако сейчас многие опасаются появления затруднений в реализации этого поручения. Уже сейчас ведутся публичные консультации о создании подзаконодательных актов, которых так боятся рыбаки.

Продление эмбарго
Спустя год с момента введения продуктового эмбарго, рыбаки подчеркнули положительный эффект от санкций, отметив увеличение поставок лососевых и сельди. Конечно, итальянский пармезан заменить пока не получилось (по всей видимости, дело в молоке), однако дальневосточная нерка легко заменила норвежский лосось. Однако по-прежнему остаются актуальными вопросы доставки в центральные регионы, а также административные барьеры. «Сегодня дальневосточная рыба в основном идет в рефрижераторных секциях (они встроены в товарные вагоны), которые производились последний раз 20 — 30 лет назад», — рассказывает Александр Крутиков, представитель Минвостокразвития. – «Это абсолютно устаревший подвижной состав, который не держит температуру. Рыба размораживается, потом замораживается заново. В итоге 25% товара в таких вагонах теряет качество», — завершает он. По его словам, правильнее использовать рефрижераторные контейнеры, но они стоят в два раза дороже. Доставка рыбы из Владивостока в центральные регионы подобным образом стоит около 10-15 рублей за килограмм, что несущественно для красной рыбы, а вот для сельди – перебор. Правительство обещает субсидировать этот вид перевозок.

Дрифтеры сложили сети
10 июня Парламент официально подписал документ, запрещающий пользоваться дрифтерными сетями. Эти сети в народе прозвали «стеной смерти», поскольку они могли перекрыть до 50 километров моря. Их ставили недалеко от рек, чтобы поймать лососевых рыб, идущих на нерест в устье реки. Помимо рыб в сеть попадали морские птицы, тюлени, дельфины и даже киты. Этим способом активно пользовались японцы, которых не сильно волновала экологическая катастрофа. Кстати, они были крайне недовольны подобным запретом. Однако спикер Совета Федерации, Валентина Матвиенко, поспешила их успокоить – квоты никто не забирает, только они должны ловить рыбу цивилизованным способом. Вопросы остались и у российских рыбаков, использовавших сети. Ведь им было гарантировано право вылова до 2020 года.

Прибрежный вопрос
В декабре Минсельхоз направил в адрес Правительства проект закона, который предусматривает, что квоты государственной поддержки пойдут в том числе на прибрежное рыболовство. Таким способом, по мнению авторов документа, можно стимулировать судостроение и рыбопереработку. Прибрежные заводы РФ, которые должны обрабатывать улов, будет определять власть. После улова рыбу подлежит разделывать на филе, коптить, засаливать — словом, подвергать переработке. Для внутреннего рынка это крайне важные поручения, поскольку во всех рыбных державах внутренний спрос обеспечивается за счет прибрежной квоты, и только у нас прибрежные рыбаки отправляют улов на экспорт, не видя интереса оставлять его дома.

Рыбный кластер
Несколько лет разрабатывали проект Дальневосточного рыбного кластера, и кажется, появился результат. Как следует из интервью главы ФАР, кластерные подразделения будут созданы в 4-х регионах ДФО – Приморского, Сахалинского, Курильского и Камчатского. В Приморье будет создан торгово-логистический центр с современными рыбными холодильниками. Там же будет осуществляться переработка рыбы, преимущественно из минтая. В России сейчас нет ни одной крупной фабрики, осуществляющей переработку минтая и других белых рыб. За исключением одной компании, которая производит «Филеофиш» для Макдональдса. Кроме того, в эту цепочку встраивается и проект рыбных аукционов, который недавно начал реализовываться на Сахалине.

Много интересного произошло в прошлом году, однако главный вопрос по-прежнему остается открытым – рыба будет или нет? Судя по данным Росстата, замороженная рыба подорожала на 24% по итогам года. Некоторые читатели присылают фотографии ценников из Москвы, так вот неразделанная сельдь тихоокеанская в магазинах стоит 120-150 рублей за килограмм, а дальневосточный минтай продается за 250 рублей, что не так много для столицы в условиях скачка цен на рыбу. Продолжим вместе следить за самыми важными и интересными событиями рыбной отрасли, и, возможно, мы станем очевидцами экономического чуда. Не переключайтесь, скоро увидимся.
Макс Фишман

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Thanks: