wpthemepostegraund

Главная / Записки из трюма, Новости отрасли / ТЫ МЕНЯ УВАЖАЕШЬ?

ТЫ МЕНЯ УВАЖАЕШЬ?

Как преодолеть барьеры развития рыбной отрасли 

Обеспечение продовольственной безопасности невозможно без повышения эффективности и конкурентоспособности рыбной отрасли. Повышение конкурентоспособности рыбного комплекса невозможно без инвестиций, без модернизации судов, без внедрения новых технологий. А инвестируют в рыбную отрасль сейчас только самые смелые, поскольку сегодня у рыбаков нет уверенности в будущем. Замкнутый круг получается.

И правда, как заставить рыбаков вкладываться в рыбодобычу, или приобретать новое судно, если не известно, как изменится исторический принцип наделения квотами на вылов ВБР после 2018 года? Да и банки готовы кредитовать рыбаков только на период до 2018 года. А чего стоят административные барьеры, которые усложняют жизнь рыбакам и приводят к дополнительным затратам на производство продукции? На всех совещаниях об этом говорят, а воз и ныне там.  

О реальных проблемах российских рыбаков рассказал в своем интервью Fishnews председатель правления НО «Союз рыбопромышленников Севера» Владимир Григорьев: «Ситуация такова, что мы сейчас работаем на открытом рынке, где продукцию и наши рыбаки, и зарубежные продают по одной цене. Разница только в дополнительных затратах, которые влияют на ее себестоимость».

Ну, например, множество проблем рыбакам создает постановление Правительства №486, суть которого сводится к тому, что вся рыба, выловленная как в исключительной экономической зоне РФ, так и за пределами внутренних морских вод подлежит обязательной доставке на российскую территорию. Хорошо, с исключительной экономической зоной понятно, здесь вопросов нет. Но наши рыбаки ведут промысел не только в российских водах. Так, пересекая западную границу Баренцева моря и поднимаясь на север, рыбаки выходят из российской экономической зоны.

«Переход из этих районов до российского порта занимает порядка двух с половиной – трех суток, — подсчитал Владимир Григорьев. — Соответственно, если бежать самому рыбопромысловому судну с полным грузом – это трое суток в пути, двое суток выгрузка и трое суток обратно – потеря промыслового времени около 8 суток. А если выгружаться на транспорт, то точно такие же затраты плюс оплата перегруза. По подсчетам Союза рыбопромышленников Севера, все эти перебежки обходятся рыбакам примерно в 4,2 млрд. рублей в год».

Получается, находясь на промысле, даже за территорией экономической зоны РФ, бок о бок с иностранцами, нашим рыбакам приходится возвращаться и терять время и деньги, в то время как иностранные добытчики деньги экономят, повышая тем самым «конкурентоспособность и эффективность» рыбодобычи.

Кстати, данное постановление было разработано с целью борьбы с браконьерством, но как официально признает уже лет пять Смешанная российско-норвежская комиссия по рыболовству, в Баренцевом море браконьеров нет.

Что касается пограничников, то они тоже не хотят помогать нашим рыбакам. Напротив, — цепляются за все что можно, лишь бы найти хоть какое нарушение у судна и экипажа.

«Похоже, пограничникам надо то ли план по нарушениям выполнять, то ли массовость создавать, вот они и стараются», — говорит в своем интервью Григорьев.

Показательный случай произошел с судном, которое осенью прошлого года работало на промысле краба в российской экономзоне. Из-за плохих погодных условий капитан в целях обеспечения безопасности и сохранения жизней экипажа принял решение зайти в норвежский порт Киркинес, ближайший к району промысла. Перед этим он подал все необходимые извещения, прошел контрольную точку и указал, сколько продукции находится у него на борту. Дождавшись прихода транспорта, судно вышло из порта и произвело выгрузку в присутствии офицера погрануправления, причем груз совпал до ящика и попал на территорию Российской Федерации. Однако капитану инкриминировали нарушение за то, что рыбопродукция не напрямую попала в порт, и завели дело, которое компания-судовладелец уже выиграла в суде первой инстанции.

Примечательно, что аналогичная история была и на Дальнем Востоке. Только там судно из района промысла пришло на выгрузку во Владивосток, вообще никуда не заходя, но при этом из-за особенностей береговой линии капитан восемь раз вынужденно пересек границу, и ему напечатали восемь нарушений. Хотя, в общем-то, он совершил каботажное плавание – из российской зоны пришел в российский порт.

И еще один характерный пример отношения к людям. В прошлом году завершил кругосветное плавание знаменитый мурманский барк «Седов». Люди долгие месяцы были вдали от дома и наконец, вернулись в родной порт. Для большей части экипажа – курсантов морских учебных заведений – это был первый опыт работы в море. Но даже опытного капитана шокировал «теплый прием», который им устроили пограничники, поднявшись на борт с собаками и проведя тотальный досмотр.

«А мы такую картину наблюдаем практически при каждом заходе судна в порт, — цитирует Fishnews Владимира Григорьева. — Все дело именно в отношении к нам. В марте в Мурманске проходила выставка «Море. Ресурсы. Технологии», куда приезжала солидная делегация норвежских рыбаков. Когда мы поинтересовались, сталкиваются ли они со схожими проблемами, норвежские коллеги просто не поняли, о чем идет речь. Ключевое слово в отношениях между рыбаками и береговой охраной Норвегии – это взаимное уважение. У нас такого уважения пока не видно».

Получается, каждый делает свое дело: рыбаки ловят рыбу, пограничники ловят за «нарушения» рыбаков, — все при деле. Однако весь этот «цирк» дорого обходится рыбакам, а, в конечном счете,  — потребителю. Что делать? — хочется задать риторический вопрос… Все просто: не законы писать, а бороться с человеческим фактором. Уважать друг друга.

Макс Фишман

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Thanks: