wpthemepostegraund

Главная / Новости отрасли, Эксперты отрасли / НЕФТЬ VS РЫБА

НЕФТЬ VS РЫБА

Россия собирает не только земли, но и моря

На фоне «при…» то есть «воссоединения» России и Крыма эта новость прошла практически незамеченной. 15 марта 2014 года Охотское море, которое ранее на основе межгосударственных договоров приходилось делить с Японией, было полностью отдано Российской Федерации. Этого события в России ждали почти 13 лет, — с тех пор, как в 2001 году была подана заявка в ООН. Конечно, Крым — это «наше все», но все же не стоит недооценивать значимость Охотского моря для России.

Итак, Россия получает доступ к безграничным богатствам Охотского моря — все, что будет обнаружено в Охотском море, является нашим и только нашим. Включая то, что в воде, и то, что под морским дном. В первую очередь, это, конечно, нефть и газ. По оценкам ученых, как минимум 40% площади моря перспективны для добычи нефти. По предварительным оценкам  запасы в Примагаданском шельфе могут достигать 1.1 миллиарда тонн, и на 2 триллиона кубометров — газа.

Во-вторых, это рыба. Минтай, палтус, лосось, треска, краб, креветки, кальмары — почти 40% общего российского вылова приходится на Охотское море. И если раньше в середине моря был участок нейтральных вод, который рыболовы называли «бубликом», и в котором рыбу ловили все, кому не лень, — то отныне другим государствам добыча биологических ресурсов и разработка недр здесь запрещена.

До сего исторического момента, говорят рыболовы, Охотское море напоминало проходной двор. Там паслись браконьеры из Юго-Восточной Азии и даже из Польши. А у российских рыбаков нередко бывали сложности с пограничными службами, причем как при входе, так и выходе из Охотского моря. Теперь российские суда могут пересекать Охотское море по максимально удобному маршруту. Сейчас рыбаки тратят много времени и топлива. Если все море будет наше, будем ходить по прямой», — сказал заместитель президента Магаданской ассоциации рыбопромышленников России Сергей Гусев.

В общем, представители рыбной промышленности Дальнего Востока увидели «свет в конце туннеля» и верят в будущее. Регионы воспрянут, придут инвестиции, появятся новые рабочие места, объемы вылова вырастут. В планах магаданских властей создание сразу нескольких новых предприятий, которые займутся рыбопереработкой.

Конечно, не только о рыбе насущной думает российский бизнес. Одновременно нефтяные компании разворачивают в Охотском море программы геолого-разведывательных работ. Уже в июне в шельфовой зоне на севере Охотского моря начнется разведка месторождения нефти — компания «Магаданморнефтегаз»  планирует проведение комплексных геофизических исследований на лицензионном участке «Магадан-1». Кроме того, «Роснефть» совместно с японской компанией «Инпекс» заключили договор о сотрудничестве в поисках нефтяных месторождений. Первые исследовательские работы на участках «Магадан-2″ и «Магадан-3″ провели прошлым летом. Сейчас данные обрабатывают в специальных лабораториях.

Однако пока никто не задался вопросом — как рыба и нефть уживутся друг с другом в одном Охотском море? Понятно, что до первой нефти еще очень далеко, однако сами геолого-разведывательные работы могут нанести вред экологии региона, так и самим биоресурсам. Да и какой может быть лов рыбы рядом с буровой платформой?

А если эта платформа, не дай Бог, взорвется, как у British Petroleum? В результате аварии, напомню, в воды Мексиканского залива вылилось около 5 миллионов баррелей сырой нефти. Оказались загрязнены более 170 миль побережья в штатах Луизиана, Миссисипи, Алабама, Флорида. Залив были закрыт для ведения рыболовной деятельности.

Несколько лет назад дилемму «нефть или рыба» решали в Норвегии. Пользуясь политическим приоритетом, нефтедобытчики проводили сейсмологические изыскания и «под шумок» конфисковали территории рыбодобытчиков, вынуждая суда покидать районы промысла. Союз рыбаков Норвегии несколько лет требовал запрета сейсмологических изысканий в районах миграции рыб, и некоторый компромисс, наконец, был найден. В результате нефтедобытчики сократили конфискации территорий, а также за счет новых технологий существенно снизили количество отходов и вредных выбросов,  наносящих непоправимый вред окружающей среде.

Рейдар Нильсен, представитель Ассоциации норвежских моряков, так выразил суть проблемы: «Рыбодобывающую и нефтегазовую отрасли не ждут ни конфликт, ни гармония. Они обречены на сотрудничество. Отрасли надо развивать, стараясь избежать взаимного ущерба. Миру нужна еда и будет нужна после того, как закончатся газовые запасы шельфа. Поэтому рыбу надо сохранить любой ценой».

Тем более что «воссоединение» с Охотским морем принесло дополнительные квоты, которые нужно будет теперь как-то распределить и выловить. Одной нефтью, как говорится, сыт не будешь…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Thanks: