wpthemepostegraund

Главная / Новости отрасли / В поисках лучшей рыбы

В поисках лучшей рыбы

На этой неделе исполнилось ровно два месяца с того момента, как новым министром сельского хозяйства назначен бывший губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Вместе со всем огромным аграрным комплексом страны ему досталась и рыбная отрасль, курируемая структурным подразделением министерства — Федеральным агентством по рыболовству (ФАР). Судя по всему, именно ФАР должно проинформировать Министра о проблемах развития отрасли. Однако, учитывая, что за все это время глава Минсельхоза не проронил ни слова о рыбной отрасли, отношения Министерства и ФАР, мягко говоря, пока не сложились. Как говорится, то ли министру недосуг, то ли ФАР смотрит в другую сторону.

Двуглавый лосось

Росрыболовство — бывшее Министерство рыбного хозяйства СССР — за постсоветский период реформировалось более десятка раз и периодически то входило в состав «продовольственного» министерства, то выходило из него, подчиняясь непосредственно главе правительства. При этом «вхождение» в состав министерства мотивировалось отсутствием у агентства полномочий по вопросам транспортировки, реализации и переработки продукции, которые эффективнее решать в тандеме с министерством, а если «выходило», то исключительно для того, чтобы «более полно реализовывать государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере рыболовства».

Соответственно, для любого главы Минсельхоза контроль рыбной отрасли – дело принципа. Между тем, новый министр сельского хозяйства за два месяца успел уже не только озвучить, но и принять несколько важных решений, касающихся растениеводства (увеличены субсидии из федерального бюджета), сельхозмашиностроения (пообещал оказать поддержку), молочного животноводства (подписано соответствующее правительственное распоряжение). Выступил на Первом Всероссийском форуме продовольственной безопасности, поставил задачу по разработке программы развития сельского хозяйства Крыма и даже успел обсудить с Ямайкой возможный экспорт наших мелиоративных систем двойного регулирования. И только по «политическому» — рыбному вопросу министр продолжает молчать как рыба.

В то же время Илья Шестаков, возглавляющий Росрыболовство с 2014 года,  и совмещающий этот пост с должностью замминистра сельского хозяйства, напротив, именно в течение последних двух месяцев привел к успешному финалу сразу несколько важных инициатив. На днях будет принят закон о запрете с 1 января 2016 года дрифтерного лова — одного из наиболее варварских промыслов, осуществляемых в основном японскими рыбаками в российской исключительной экономической зоне. В итоге, увеличение поставок рыбной продукции на российский берег, и, как следствие, выгода и для переработчиков рыбной продукции, и для простых россиян, которые получат ее на свой стол.

Чуть раньше ФАР представило новый вариант поправок в федеральный закон о рыболовстве, касающийся распределения ресурсов, организации промышленного и прибрежного рыболовства, обновления флота и т.д. Оба закона – долгожданные и выстраданные, о необходимости запрета дрифта, например, камчатские рыбаки заговорили еще в 90-х – начале нулевых.

Рыбный – значит, политический

В целом, Шестакову досталось весьма проблемное хозяйство, к тому же чрезвычайно запущенное. Так, целевая программа по развитию и модернизации рыбохозяйственного комплекса на 2009-2012 гг. предполагала вложить в отрасль 12 миллиардов рублей, а фактически было привлечено только около 3 млрд. Планировалось построить 12 судов, но было сдано в эксплуатацию всего одно. Добыча рыбы и морепродуктов в численном выражении хотя и увеличивалась, но сугубо экстенсивным  путем. Сейчас все эти вопросы сдвинулись с мертвой точки, но и нерешенных проблем осталось немало.

Говорилось о субсидировании тарифов на рыбоперевозку с целью удешевления рыбного продукта, но в бюджете на это средств нет, а РЖД добровольно на такой шаг не пойдет. Модернизация устаревшей портовой структуры и причальных стенок наталкивается на активное противодействие арендаторов, которые имеют  соглашения на несколько десятков лет вперед и ничего за свой счет ремонтировать не собираются. Об устаревших судах и еще более древних технологиях российских добычи и переработки, не говорит разве что ленивый…

Кроме того, само применение нового закона о рыболовстве потребует обновления подзаконной базы, то есть дьявол, как всегда, скрывается в деталях — Правительство должно будет установить правила и условия предоставления господдержки, порядок распределения квот, а на это потребуется время, политическая воля и масса межведомственных согласований. Взять хотя бы нашумевшую проблему распределения квот, которая должна найти разрешение в самое ближайшее время.

Очевидно, что такой «политический тяжеловес» как бывший краснодарский губернатор не может не понимать, что министерство, если оно хочет продолжать контролировать отрасль, должно взять на себя серьезный груз ответственности. Или именно этого он и не хочет делать, предпочитая, чтобы каштаны из огня продолжал таскать глава Росрыболовства? Боюсь даже предполагать самое страшное – что министр Ткачев искренне не понимает значимость рыбной отрасли, полагая как в том анекдоте, что «лучшая рыба — это колбаса из семейства сосисочных».

Макс Фишман

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Thanks: