wpthemepostegraund

Главная / Новости отрасли / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП И ДОИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАУЛЕРЫ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП И ДОИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАУЛЕРЫ

Прошел месяц после разноса, устроенного вице-премьером, полпредом президента в ДФО Юрием Трутневым в ходе совещания по развитию рыбной отрасли во Владивостоке. Тогда же им было обещано увольнение чиновников при дальнейшем отсутствии прогресса в исполнении поручений главы государства. Трутнев обратил внимание на то, что пришвартованные рыбопромысловые суда все больше напоминают ржавые бочки. Полпред разнес и предложения об увеличении срока исторического принципа с существующих 10 до 25 лет – в качестве решения имеющихся проблем. «Мы с квотами поступим по-другому», — заявил Трутнев. Впрочем, спустя месяц воз, вернее ржавые траулеры и дискуссии по историческому принципу, и ныне там.

Квоты на вылов ВБР у нас сейчас распределяются по историческому принципу — компания получает их на основе своей промысловой истории. Этот принцип с одной стороны доказал свою эффективность. С другой стороны, по словам замруководителя ФАС Алексея Доценко, в качестве обоснования законодательного закрепления квот на 10 лет в 2008-ом году заявлялось обновление флота и его окупаемость, однако обновления флота так и не произошло.

По подсчетам Союза рыбопромышленников, средний возраст российских траулеров составляет около 30 лет. За последние десять лет не было спущено на воду ни одного крупнотоннажного рыболовецкого судна. 70 процентов российского рыбопромыслового флота находится в крайне изношенном состоянии, износ превышает 80 процентов. А если перспектива неизвестна, кто будет заниматься строительством судов, а, главное, зачем?

По мнению заместителя председателя Союза рыбопромышленников Ирины Мокеровой, изменить ситуацию в корне может только государство, занявшись кредитованием постройки рыболовецких судов. В 70-80-е годы крупные рыболовные державы субсидировали строительство флота на национальных вервях. По данным ФАО, в странах ЕС в 1983-1990 годах инвестиции в рыбную промышленность выросли с 80 до 580 млн. долларов. 20% из них шли на субсидирование строительства новых судов и модернизацию старых, в основу государственного субсидирования лег принцип «квот под киль». Дальше интереснее: в течение 10-15 лет данный принцип помог увеличить производство промысловых судов настолько, что уже начался «избыточный» лов рыбы.

Мы – не европейцы, нас «избыточным» ловом рыбы не напугаешь. Во времена СССР мы добывали 14 млн. тонн рыбы, а сейчас всего-то 4 млн. с хвостиком. Бывший заминистра сельского хозяйства Владимир Измайлов еще в 2007 году указывал на потенциальную возможность РФ добывать 11 млн. тонн. Но если не начать обновлять флот, то вылов будет только падать. По данным Гипрорыбфлота, каждый год из состава по возрасту и месту рождения фактически еще «советского флота» выводится от 16 до 20 судов. И заменить их нечем. За 10 лет общая численность промыслового флота сократилась на 184 единицы, а на замену построено пока лишь одно судно.

«Решение есть. И его активно обсуждают в Минпроме и Росрыболовстве: принцип «квоты под киль» простимулировал бы рыбодобытчиков строить флот, да еще и на российских вервях. А нужно всего-то выделить дополнительную квоту для тех, кто строит флот. Основной вопрос — в механизме: кому и сколько квот выделять. Как говорят эксперты, наиболее «проходным» мог бы стать вариант долевого участия, при котором государство выделяет компании, построившей судно на российской верфи, квоту, обеспечивающую, например, 50% окупаемость судна за те самые 10 лет. При этом, квота бы выделялась только под построенное судно, а оставшийся для окупаемости объем квот шел бы из квоты компании-судовладельца.

В результате и субсидировать дорогими деньгами никого не надо, и цепочка от вложенных в строительство судов денег потащит за собой и обновление верфей, и новые рабочие места и развитие снабжающих производств — строительство крупнотоннажного траулера — проект не на один год, и принесет верфи десятки миллионов долларов.

После 2018 года в принцип распределения квот должны быть внесены изменения. Компаниям для того, что бы ощущать почву под ногами и развивать инвестпроекты вполне достаточно и 10 лет. Если они получат еще и господдержку в виде «квот под киль», ситуация в отрасли сдвинется с мертвой точки. Осталось только преодолеть все еще всесильное лобби спекулянтов, мечтающих об историческом принципе на 25 лет. Для рантье — это «золотая жила»: торговля квотами будет приносить им еще больше прибыли, а нормальным рыбодобывающим компаниям вместо того, чтобы строить флот, придется вновь идти с протянутой рукой на доисторических траулерах.

Макс Фишман 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Thanks: