wpthemepostegraund

Главная / Новости отрасли / СЕЛЬДЬ С МОЛОКОМ

СЕЛЬДЬ С МОЛОКОМ

Новому министру сельского хозяйства пока не до рыбы

«Сменился главный по надоям». В конце апреля российские СМИ, говоря о назначении Александра Ткачева новым министром сельского хозяйства, не могли удержаться от шуток и каламбуров. Впрочем, за последние дни уже теперь министр Ткачев активно говорил не только о надоях, но и о зерне и мясе, импортозамещении и даже увеличении российского сельскохозяйственного экспорта. Только вот по теме деятельности подведомственного ему Росрыболовства, его проблемах и перспективах новый министр, что называется, молчит как рыба. 

Юрист на пашне

Появление Ткачева во главе сельскохозяйственного ведомства, если и стало неожиданностью, то только потому, что к предыдущему министру — Николаю Федорову практически не было нареканий. В свое время назначение Николая Федорова  – юриста по образованию, бывшего министра юстиции, президента Чувашии,  депутата Госдумы и члена Совета Федерации – воспринято было, действительно, неоднозначно.

Между тем, его главным достижением на посту главы аграрного ведомства считается успешное прохождение Россией «сита» ВТО – комфортная адаптация сельскохозяйственной машины к новым условиям. Как тогда говорилось – «с использованием методов цивилизованной правовой защиты отечественных производителей».

Да, собственно и министерские функции Федоров выполнял юридически безупречно: надои увеличивал, зерно продавал, импорт — замещал. Однако, по мнению экспертов, если посмотреть динамику ситуации в сельхозотрасли самого последнего времени — 2014 года по отношению к 2013, например, — то мы увидим явное замедление. Понятно, что на фоне продовольственных контрсанкций и необходимости быстро насытить рынок продукцией отечественного производства именно этот аспект мог вызвать недовольство Кремля.

К колосу колосс

Результаты работы Минсельхоза в 2014 году нельзя назвать провальными, однако и на зажигательный танец Федорова они тоже явно не тянут. Рост производства продукции сельского хозяйства составил 3,7%, в том числе растениеводства — 5%, животноводства — 2,1%. Сохранилась положительная динамика производства в пищевой и перерабатывающей промышленности — 2,5%. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур составил 12,8%.

Другое дело размах Александра Ткачева, за годы правления которого Краснодарский край в два раза увеличил производство зерновых культур (с 6,8 млн тонн до 12,9 млн тонн), при этом урожайность выросла в 1,6 раза и достигла максимального показателя — 53,8 ц/га. В целом в 2014 году в Краснодарском крае произведено сельскохозяйственной продукции на рекордные 278,1 млрд. рублей.

Очевидно, Кремлю в кресле министра сельского хозяйства сейчас нужен не скромный юрист, а хозяйственник, что называется, с размахом. Александр Ткачев уже заявил о возможности увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции из России. Единственным препятствием для наращивания поставок в другие страны министр считает мировые таможенные и фитосанитарные барьеры. «Надо думать о новых рынках сбыта, дополнительных источниках дохода. Необходимо вместе с инвесторами прорабатывать этот вопрос. Мы готовы выслушать их проблемы и разделить возможные риски», — заявил Ткачев.

Впрочем о размахе и возможных рисках, касающихся свежеиспеченного министра, мы немало слышали и в прошлом. Некоторые результаты этого размаха сейчас активно расследуются правоохранительными органами, задержавшими экс-заместителя главы региона Александра Иванова и действующего вице-губернатора Вадима Лукоянова.

А рыба где?

Но речь не об этом. Главное, что ждут от министра – решение накопившихся проблем. И рыбная отрасль в этом плане продолжает оставаться в числе «передовиков». Если по другим сельскохозяйственным позициям в 2014 году был хотя и скромный, но рост, производство рыбы не выросло и на долю процента. И это при том, что норвежская семга уже скоро год как персона нон-грата в России. То же самое относится и к другим зарубежным ВБР-деликатесам.

Кроме того, отрасль ждет — не дождется снижения экспортных пошлин — для выгодной продажи рыбы за рубеж и отмены грабительских железнодорожных тарифов – для насыщения внутреннего рынка. Подвис вопрос модернизации исторического принципа и строительства нового тралового флота под гарантии «квот под киль». Осталась без ответа инициатива возобновления централизованных госзакупок рыбной продукции для государственных и социальных учреждений и введения общегосударственного «рыбного дня». Есть проблемы прибрежного рыболовства и развития аквакультуры. Да мало ли…

При всем желании только по щучьему велению и министрову хотению эти проблемы не решишь.

Другой вопрос, знает ли в принципе экс-губернатор Кубани рыбную отрасль или попытается здесь мыслить привычными категориями «повысить надои» — простыми и понятными, но не применимыми собственно к рыбе. Пока что новый министр по поводу рыбной отрасли молчит, и это не способствует росту доверия к нему со стороны рыбодобытчиков, рыбопромышленников, рыботорговцев, да и собственно «рыбных чиновников».

Как известно, употребление сельди с молоком вызывает несварение желудка. То же самое может произойти у нового министра с Росрыболовством, которое, почувствовав неладное, смело уйдет в свободное плавание. Именно с приходом Федорова Росрыболовство, ранее подчинявшееся напрямую правительству, было передано в ведение Минсельхоза. Позднее, когда Федорову удалось сместить неуступчивого главу агентства Андрея Крайнего, новый глава ведомства Илья Шестаков одновременно получил и должность заместителя министра.

В любом случае, Александру Ткачеву нужно помнить, что за новейшую историю России Росрыболовство уже несколько раз то подчинялось Минсельхозу, то обретало самостоятельность. За последние 20 лет Росрыболовство 5 раз подчиняли Минсельхозу. Но система так работает только в том случае, если министерство начинает заниматься рыбной отраслью. Если нет, то, как говорится, рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Thanks: