wpthemepostegraund

Главная / Новости отрасли / РЫБАКОВ ХОТЯТ СТИМУЛИРОВАТЬ

РЫБАКОВ ХОТЯТ СТИМУЛИРОВАТЬ

Спасут ли отрасль дифференцированные ставки сбора за пользование ВБР?

Министерство сельского хозяйства разработало проект Федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с введением дифференцированного подхода к определению ставок сбора за право пользования объектами водных биоресурсов». За счет поправок предполагается преодолеть сырьевую направленность экспорта продукции из ВБР, недостаточную загруженность российский береговых предприятий, стимулировать производство продукции с высокой степенью переработки и поставки рыбы на российский рынок.

Иными словами, Минсельхоз придумал, как выполнить поручения Президента и Правительства по наполнению российского рынка отечественной рыбой и стимулированию рыбопереработки. Но что стоит за «благими намерения» чиновников, упакованными в новом законопроекте, которому судьбой уготовано стать спасением для отечественной рыбной промышленности?

Если перейти к цифрам, то согласно законопроекту, ставки в размере 50% предусмотрены в случае, если пользователь осуществляет реализацию указанных водных биологических ресурсов либо продукции из них на таможенной территории Таможенного союза; в размере 70% – если пользователь осуществляет экспорт продукции с таможенной территории ТС за рубеж (перечень такой продукции определяет Правительство РФ). Так как 15-процентная льгота не отменяется законопроектом, а добавляется две новых льготы 50% и 70%, возникает вопрос: как они будут соотноситься друг с другом? Можно ли предположить, что сначала будет применяться 15-процентная льгота, а затем эта сумма будет уменьшаться в соответствии с льготой 50% или 70%? Получается какая-то слишком «навороченная» конструкция.

А цель этой «высшей математики» проста – стимулировать перерабатывающие предприятия перерабатывать, а добывающие продавать на перерабатывающие, и все это внутри страны. В итоге должна получиться утопия – счастливые моряки с улыбками на лице передают, добытую тяжким трудом, рыбу в руки таких же улыбающихся переработчиков. Но то ли понятие о поддержке и стимулировании у государства искаженное, то ли это «сознательная диверсия», но этот законопроект многострадальную рыбную отрасль отягощает дополнительными налогами. Получается стимуляция по принципу «бьет, значит любит».

Разберем эту законодательную инициативу на примере камчатского краба. По действующему ныне законодательству, выловивший десять тонн камчатского краба при его реализации должен заплатить 323 750 рублей налогового сбора и при этом абсолютно не важно, куда он его реализует – за границу, или в Россию. Теперь же, за краба камчатского придется заплатить 395 360 при реализации за рубеж и 282 400 при реализации в Таможенном союзе. Как мы с Вами прекрасно понимаем, у всех добывающих компаний баланс Россия / заграница примерно «50 на 50». Делая несложный расчёт, мы получаем 338 880 рублей за десять тонн или примерно 500 долларов «лишних» налоговых сборов. Вот такая вот занимательная математика. Еще интереснее становится, если заменить десять тонн на реальные статистические данные по вылову.

Стоит отметить, что законопроект, который должен стимулировать рыбопромышленников, никакой радости у них не вызывает. Александр Фомин (далеко не последний человек в рыбной отрасли) по этому поводу сказал: «Предлагаемые меры регулирования подразумевают повышение уплаты налоговых сборов за пользование водными биоресурсами. Для тех, кто будет поставлять продукцию на внутренний рынок предлагается увеличить их в среднем в 5,3 раза, для тех кто будет экспортировать рыбопродукцию по перечню утвержденному Правительством налоговые ставки увеличиваются в среднем в 7,5 раза. При экспорте рыбопродукции, не включенной в перечень, утверждаемый Правительством, налоговые сборы увеличиваются более, чем в 10 раз. Таким образом, речь идет о многократном увеличении налоговой нагрузки на рыбодобывающие предприятия с неясными целями».

А вот к каким выводам приходит другой участник индустрии — Александр Дупляков, глава Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока: «Во-первых, большая часть рыбодобывающих предприятий станет платить по ставкам сбора больше, чем сейчас, причем независимо от того, перерабатывают они уловы на российском берегу, или нет. Во-вторых, для небольшой части предприятий, которые поставляют уловы на российский берег, платежи уменьшатся, но такое снижение составит всего 20% и вряд ли окажет какое-либо стимулирующее воздействие. И наконец, в целом произойдет существенное увеличение налоговой нагрузки на отрасль, так как никогда весь улов не будет поставляться на российский берег или перерабатываться там. Априори произойдет ухудшение условий для большей части участников рынка, независимо от их желания или возможностей поставлять или перерабатывать на российском берегу».

Все это вызывает у меня когнитивный диссонанс. «А в чем же причина?!», ‑ спросите вы. «Не знаю!», ‑ отвечу вам я. Может быть это результат некомпетентности людей, готовивших этот законопроект, а может быть это намеренное увеличение налогов, дабы обогатиться либо за счет этих самых налогов, либо за счет того, что рыбаки попробуют «договориться на берегу» (вот она, коррупция!). Хочу обратить ваше внимание еще и на то, что еще в августе прошлого года председатель общественного совета при Росрыболовстве Александр Савельев заявил о том, что снижение экспортных и импортных пошлин, продиктованное вступлением России в ВТО, приведет к значительным потерям в государственной казне. По расчетам Росрыболовства, потери бюджета РФ от снижения экспортных и импортных пошлин на рыбу (до 0% к 2015 году) превысят 4 млрд рублей в год. Эта сумма складывается из 1,5 млрд рублей, которые бюджет недополучит от снижения экспортных пошлин, и 2,5-2,7 млрд рублей — импортных. По странному стечению обстоятельств, именно на 4 млрд. рублей (примерно) вырастут налоговые поступления в случае принятия этого закона в той редакции, какая обсуждается сейчас. Но, я думаю, что это не более чем совпадение.

Остается надежда, что до конца публичного обсуждения законопроекта, а оно продлится до 21 марта, что-то изменится и «стимулирование» (язвительный сарказм) все-таки превратится в стимулирование (а тут уже без сарказма).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Thanks: