wpthemepostegraund

Главная / Записки из трюма, Эксперты отрасли / ХРОНИКИ ПРИВАТИЗАЦИИ

ХРОНИКИ ПРИВАТИЗАЦИИ

АТФ – «невеста с приданным»

Архангельский траловый флот перед приватизацией – как невеста на выданье. Не первой молодости (90 лет), и не так чтобы очень привлекательная, но «женихи» в очереди стоят. И первым претендентам на «руку и сердце» АТФ – компании «Вирма» (Петрозаводск), учредитель СЗРК (Мурманск) и ООО «ЮСП Северные инвестиции» (владелец — кипрская UCP Sea Resources Ltd) — уже выдано разрешение ФАС на участие в конкурсе. 

На днях разрешение на участие в конкурсе (или аукционе, еще не решили) на приобретение Архангельского тралового флота получила и Группа компаний «Русское море» Геннадия Тимченко и Максима Воробьева. Как и в случае с «ЮСП Северные инвестиции», в капитале которой присутствуют зарубежные инвесторы, ходатайство «Русского моря» должно было получить одобрение правительственной комиссии по иностранным инвестициям.

Наконец, глава ФАС Игорь Артемьев объявил, что «сделка одобрена, поскольку акционерами компании являются российские граждане». Теперь уже как минимум три компании готовы вступить в битву за последнее в российской рыбной отрасли 100% государственное предприятие.

Приватизация АТФ должна была состояться в конце этого года, но в связи с многочисленными разногласиями в Правительстве была перенесена на начало 2013 года. Много вопросов было связано с условиями проведения конкурса. Понятно, что государство заинтересовано в добросовестном приобретателе и эффективном собственнике.

Требовалось решить, как минимум три задачи.  Первое – отсечь «несерьезные» фирмы, которые не смогут инвестировать в развитие компании. Второе – допустить к участию в конкурсе только компании, связанные с рыбодобычей, рыбопереработкой или хотя бы торговлей рыбной продукцией. И третье – заручиться гарантиями, что новый собственник возьмет на себя обязательства по сохранению самого флота, рабочих мест, инфраструктуры порта и рыбных заводов Архангельской области.

Несмотря на жаркие дебаты, проект квалификационных требований к претендентам сформирован, представлен Газпромбанком в Росимуществе и Минэкономразвитии и практически одобрен. «Серьезность» претендента определяется масштабом его бизнеса: годовая выручка должна быть не меньше 500 млн. рублей. «Компетенция» подтверждается опытом рыбодобычи, переработки или дистрибуции. А вот гарантии по сохранению социалки, к сожалению, ничем, кроме «честного слова» будущего собственника не подкрепляются. А значит, без какой-либо формы соглашения о намерениях между государством и бизнесом, не обойтись. Ведь  Архангельский тралфлот – невеста с «приданным»: долги свыше 1 млрд. рублей, 5 судов в «холодном» отстое, на содержание которых тратится по несколько миллионов в год, и неосвоенные квоты в Намибии.

На протяжении нескольких месяцев мы наблюдали, как АТФ пытается привлечь внимание к своим проблемам, чтобы не допустить формального подхода со стороны собственника-государства при продаже флота. Открытые письма В.В.Путину от ветеранов флота, эмоциональные выступления руководства АТФ на правительственных комиссиях, встречи с губернатором области и представителями государственной Думы. Безрезультатно: приватизацию перенесли, квалификационные требования не утверждены, а президент так ничего и не ответил ветеранам.

Даже от самих претендентов на рыбопромышленный актив ни звука: «Вирма» ничего не комментирует, информации  о «ЮСП Северные инвестиции» днем с огнем не найти. Все что известно – это то, что владелец компании Илья Щербович любит спортивную рыбалку.

А что говорят в «Русском море»? Судя по весьма редким выступлениям в СМИ, компания хочет иметь собственный флот и, наконец, реализовать «голубую мечту» о создании вертикально-интегрированного холдинга «полного цикла». Есть налаженная дистрибуция, есть несколько заводов по рыбопереработке, есть контракты с норвежскими импортерами на поставку красной рыбы в Россию. Есть даже собственные «аквакультурные» заводы: в Карелии и Баренцевом море, где разводят форель и лосось. А вот собственного флота нет. А без флота как без квоты, — рыба есть, да не выловишь…

Из всех троих претендентов только Северо-западная рыбопромышленная компания может похвастаться своим флотом, который базируется в Мурманске. Но именно этот флот стал «бельмом в глазу» у представителей госсобственника. Как сказал Александр Савельев, руководитель центра общественных связей Росрыболовства на пресс-конференции в РИА Новости: «вы приобретёте этот Архангельский траловый флот, и на следующий день переедете в Мурманск. Ну, или ещё куда-нибудь в тёплое место». Опасения Росрыболовства объясняются просто – Мурманский порт, в отличие от Архангельского, ближе к теплому Гольфстриму, поэтому не замерзает. Следовательно, Архангельский траловый флот может легко поменять место базирования. А на берегу останется несколько тысяч безработных.

Представителю «Русского моря» пришлось держать ответ перед грозным взором Росрыболовства. «История как раз обратная. В «Русском море» на данный момент нет ни перерабатывающих мощностей, ни флота, — поведал руководитель пресс-службы «Русское море – добыча» Илья Власенко. — Бросить всё и уехать в Мурманск, в Питер, или в другие тёплые места, просто не можем. Если речь пойдёт об Архангельском траловом флоте и нашем участии в приватизации, мы только обеими руками «за». И за социалку, и за сохранение флота, и за сохранение перерабатывающих предприятий. Иначе нам не на чем просто будет работать».

Предлагаю это записать и высечь в граните. Потому что Архангельский траловый флот надо сохранить, надо сделать все для его модернизации, развития, увеличения лова и рыбопереработки. Потенциал есть, но нужен хозяин, инвестор, эффективный собственник.

Есть только одно опасение, что если опять будут затягивать с решением по приватизации, пройдет декабрь, январь, а далее уже и до весеннего начала лова рукой подать. А на переправе коней не меняют. И останется невеста опять без «марша Мендельсона».

Макс Фишман

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Thanks: