wpthemepostegraund

Главная / Главная тема, Новости отрасли / «Варягов» пускают в рыбодобычу

«Варягов» пускают в рыбодобычу

Федеральная антимонопольная служба и Росимущество совершенно неожиданно и, что удивительно, абсолютно синхронно выступили против ограничений на допуск иностранных инвесторов в российские рыбодобывающие предприятия. Это произошло во вторник, на совещании в Минэкономразвития, посвященном вопросам продажи находящихся в федеральной собственности 100% акций Архангельского тралового флота.

Вопрос о допуске к участию в приватизации АТФ иностранных компаний вызвал острую дискуссию на совещании. Однако ФАС и Росимущество выразили единую позицию о снятии избыточных ограничений для иностранных компаний на приобретение рыбодобывающих активов.

Выступая перед журналистами, начальник управления контроля иностранных инвестиций ФАС Армен Ханян высказал мнение о том, что вполне возможно допустить иностранных инвесторов к продаже акций АТФ. Соглашаясь с ФАС, руководитель Росимущества, замминистра экономического развития Ольга Дергунова заявила, что действующее законодательство, в частности, закон о контроле за осуществлением иностранных инвестиций в стратегические отрасли, регулирует этот вопрос. Иностранная компания сможет участвовать в продаже актива, если сделка получит одобрение правительственной комиссии по иностранным инвестициям.

Тем не менее, есть в этих заявлениях, сделанных на обсуждении условий приватизации АТФ, — последнего в отрасли 100% государственного предприятия, — какая-то противоестественность. Во-первых, пока ни одна иностранная компания не заявляла о намерениях участвовать в торгах. Во-вторых, иностранным компаниям никто и никогда не запрещал участвовать в уставном капитале российских компаний. По закону, приобретая свыше 25% акций российского предприятия, являющегося стратегическим, иностранная компания должна получить разрешение правительственной комиссии по иностранным инвестициям, после чего ФАС не может санкционировать приобретения актива. И таких примеров в российской экономике, заинтересованной в привлечении иностранного капитала, довольно много – в нефтянке, энергетике, телекоме и других стратегических отраслях.

Как известно, рыбодобыча, наряду с производством военной техники и освоением космоса, относится к стратегическим видам деятельности. По закону, иностранным компаниям нельзя владеть квотами на добычу водных биоресурсов. Ограничение допуска иностранного капитала в рыбодобывающий сектор рыбной отрасли России направлено, прежде всего, на защиту интересов отечественных рыбопромысловых предприятий и усиления государственного контроля над добычей и использованием водных и биологических ресурсов. Однако глава профильного управления ФАС придерживается другой точки зрения, — «ограничение на допуск иностранцев к процессу приватизации избыточно».

Вроде все правильно – комиссия по иностранным инвестициям дает разрешение, ФАС это дело контролирует. Однако не далее как в сентябре в СМИ появились публикации, где со ссылкой на ежегодный доклад Pacific Andes говорилось, что крупнейший китайский рыбный холдинг контролирует 60% вылова российского минтая на Дальнем Востоке, включая квоты. При этом никаких разрешений и согласований от ФАС у Pacific Andes нет. И все это в обход закона об иностранных инвестициях, который накладывает ограничения на долю иностранных инвесторов в уставном капитале российских стратегических предприятий.

А несколько дней назад, уже без ссылок на хоть сколько-нибудь авторитетные источники газета «Коммерсантъ» сообщила о том, что крупнейший китайский рыбный холдинг Pacific Andes ведет с Правительством РФ переговоры о создании совместного предприятия на Дальнем Востоке. Гонконгская компания, по словам «Ъ», участвует в «совещаниях о развитии рыбной отрасли». Может быть такое, что итогом этого совещания стало решение об открытии «шлюзов» для иностранных инвесторов?

Стоит отметить, что участие иностранных компаний в российском рыбном промысле – вопрос не только экономический. Не хочется сгущать краски, но продовольственная безопасность страны во многом определяется тем, кто контролирует производство этого продовольствия – мяса, рыбы, продукции аграриев. Кто-то должен отвечать за баланс, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для населения.

Но как отказаться от жирного инвестора, когда по версии Мирового банка Россия стоит на 120 месте в рейтинге инвестиционной привлекательности из 183 стран? Если «Коммерсантъ» прав, и речь идет о создании совместного предприятия, то решение может быть довольно простым, и наименее затратным для  государства. Например, снимая ограничения на участие иностранных компаний в отрасли, — контролировать деятельность «варягов» путем создания совместного предприятия. Но с обязательным условием подконтрольности российской стороне и преимущественным российским участием в капитале. И чем больше будет такое участие – тем лучше, ведь добыча ведется российскими моряками, в российском море и на российских судах. Тогда добыча ведется российскими компаниями, по российской квоте, а налоги остаются в России. Утопия? Возможно, но это единственный путь как не отказаться от инвестиций и невинность соблюсти.

Макс Фишман, редактор портала «Где Рыба?»

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Thanks: